Статья
26 Мая 2010 2:54

ИМЭЛ - цитадель партийной ортодоксии

<p>Автор стремится раскрыть главные направления работы ИМЭЛ, которые и составляли смысл существования Института с точки зрения руководства партии.</p>
Комментарии экспертов
<p>Необходимо оговориться, что изданная в «Новом хронографе» монография Владимира Гавриловича Мосолова «ИМЭЛ — цитадель партийной ортодоксии»  — это не сборник технологических зарисовок по практике пропагандистской и идеологической работы. Это именно что историческое исследование, которое, впрочем, имеет несколько интересных свойств.</p>
<p>Во-первых, необходимо отметить, что «ИМЭЛ» — это первое и, вероятно, единственное на сегодняшний день полноценное исследование, посвященное феномену научного органа, изучающего марксистско-ленинскую идеологию. Это не удивительно хотя бы ввиду того, что советология на Западе в основном развивает период Холодной войны и социальные трансформации второй половины двадцатого века, а что касается первых 30 лет советской власти, то они интересны историкам искусства и небольшой (в сравнении с ними) части экономистов. Что же касается отечественного исследователя, то идеология марксизма-ленинизма сегодня однозначно отправлена на свалку, как какая-нибудь несостоявшаяся «алхимия», и изучение истории изучения лженауки представляется у нас малоактуальным.</p>
<p>К счастью (и это второе свойство монографии), так кажется не всем. Амстердамский Международный институт социальной истории, при помощи которого увидела свет книга Мосолова, в давние годы был сформирован (во всяком случае, такое мнение есть) по существу из старых и уж совсем неуспешных «меньшевиков». Именно тут можно поискать страсть западной исследовательской структуры к такому странному феномену как ИМЭЛ, который тоже по преимуществу был сформирован из достаточно недружественных большевикам элементов, например, тех же меньшевиков и т.д., которые при этом ещё и морально разлагались сами и разлагали институт всю его историю.</p>
<p>В-третьих, «ИМЭЛ...» — это, конечно же, в первую очередь сборник исторических анекдотов, во многом лишь частично объединенный единой исторической канвой. Именно за этими анекдотами о том, как, например, сотрудники ИМЭЛ воровали просо у разводимых на территории института кроликов, кроется история «цитадели партийной ортодоксии». Это не стандартный историографический подход для русскоязычного автора.  Впрочем, и слово «ортодоксия» должно употребляться в кавычках. ИМЭЛ был в первую очередь научным учреждением, которое находило новые формы выражения старых идеологических догм, что требовало иногда немного эти догмы «корректировать».</p>
<p>Мослов В.Г, «ММЭЛ. Цитадель партийной ортодоксии. Из истории института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1921 — 1956», М.: Новый хронограф, 2010 — 600 с.</p>
<p>Книга приобретена в магазине «Фаланстер».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".