Статья
382 3 апреля 2012 8:23

Имитационное партнерство

В конце марта 2012 года Кремль по каналам президентской дипломатии уделил внимание вопросам, связанным с ограничением ядерных потенциалов. 26-27 марта президент РФ Дмитрий Медведев посетил Южную Корею. Визит был приурочен к Саммиту по ядерной безопасности. Несмотря на то, что встреча в верхах прошла в Сеуле и официально организовывалась южнокорейским руководством, реальным куратором мероприятия выступала администрация Барака Обамы. На саммите обсуждались сценарии укрепления глобальной безопасности за счет сокращения ядерных арсеналов. Помимо этого отдельное внимание было уделено проблеме ядерного нераспространения. Решения встречи на высшем уровне оказались сугубо формальными. Они свелись к принятию коммюнике, в котором главы делегаций подтвердили приверженность формулировкам Вашингтонского саммита 2010 года, направленного на укрепление физической ядерной безопасности и снижение угрозы ядерного терроризма.

Участие делегации РФ в работе форума прошло под знаком навязанного ей США имитационного партнерства. Российские и значительная часть мировых СМИ обсуждали не столько перипетии встречи в верхах, сколько демонстрацию стабильности диалога между Обамой и Медведевым. При этом основной идеей, сложившейся в информационном поле, стало то, что Белый дом заинтересован и дальше наращивать партнерские контакты с Кремлем. Свидетельством этому должно было стать совместное заявление США, РФ и Казахстана о трёхстороннем сотрудничестве на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне.

Подобные позитивные выводы строились исключительно на оценке беспредметной риторики и её теневых моментов между американским и российским президентами. Никакого практического содержания под ними не оказалось. Более того, стороны даже не пытались прийти к какому-либо внятному решению по главному спорному моменту – развертыванию системы ПРО США в Европе. Но данный факт проамериканская пресса в РФ фактически проигнорировала. Как правило, подобный прием используется в тех случаях, когда Соединенные Штаты пытаются завуалировать свои истинные намерения и выдать желаемое за действительное. В данном случае таким желаемым стала «дружба» с РФ.

Имитация тесных связей с Россией необходима Америке, чтобы выиграть время, требуемое для создания системы сдерживания ядерных потенциалов Москвы и Пекина. Не вызывает сомнений, что система ПРО направлена именно против РФ и КНР как ведущих, после США, ядерных держав. Позиционирование противоракетной обороны на ТВД в Европе как средства защиты от Ирана не выдерживает критики. Хотя бы потому, что Вашингтон готовит вторжение в исламскую республику при поддержке Израиля и стран НАТО. Понятно, что в случае оккупации иранской территории никакой ПРО не понадобится. Тем не менее, этот проект реализуется с прицелом на долгосрочную перспективу. И он будет подверстан к дальнейшему расширению Североатлантического альянса, теперь уже за счет Азербайджана и, возможно, Молдавии. Для того чтобы у Москвы не возникло законных опасений, Вашингтону приходится «играть в дружбу». Схожий подход Белый дом пытается осуществить и в отношении Пекина. Такая линия будет продолжаться до тех пор, пока американцы не смогут вывести проект ПРО на содержательный уровень.

Имитационный курс реализуется администрацией Обамы как в двустороннем, так многостороннем формате. Например, к исключительно отвлекающим инициативам относится саммит в Южной Корее. Несмотря на солидный состав участников, он был призван дезориентировать преимущественно РФ и КНР. Только данные ядерные державы открыто воспринимаются США как источники угроз. На сомнительный характер встречи в верхах указывает его основная идея – достижение безъядерного мира. Ещё в период холодной войны было понятно, что полное уничтожение ядерных арсеналов невозможно. Тем не менее, кабинет Обамы решил вернуться к данной утопической инициативе, продвигавшейся ранее советским руководством. Прежде всего, для того, чтобы максимально запутать своих противников. У них должно создаться впечатление, что правительство демократов стоит на разоруженческих позициях. Но на деле его главная цель выдержана в духе оборонной политики республиканской администрации Рональда Рейгана – одностороннее развертывание щита от ядерных ракет Москвы и Пекина.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".