Статья
1878 31 августа 2016 20:10

Имитация активности

Первые недели агитации не добавили динамики парламентской кампании. Партии неохотно включаются в предвыборную борьбу, экономя силы и ресурсы для последних двух недель перед голосованием. 

Участники парламентской гонки исходят из того, что избиратели только возвращаются из отпусков, а интерес к политической повестке остается достаточно низким. По данным «TNS Россия», рейтинг первых дебатов 22 августа на канале «Россия 1» составил 2,4% в Москве и 2.1% в целом по России. Для сравнения, рейтинг дебатов перед выборами 2011 года составлял около 5% в столице и 4% по стране. 

Партии делают ставку на активное включение в кампанию в период с 5 по 16 сентября. Именно на это время придутся основные траты «Единой России», которая пока израсходовала лишь пятую часть своего фонда в 322 млн рублей. За счет оставшихся средств и привлечения дополнительного финансирования единороссы рассчитывают обеспечить себе доминирование в телеэфире в последние недели агитации. По словам руководителя центрального исполкома «Единой России» Максима Руднева именно оплата эфирного времени может стать основной статьей расходов партии. 

Власть может экономить ресурсы, чтобы в последний момент бросить их на мобилизацию лояльного электората. Инерционный сценарий кампании понизил интерес к выборам до опасно низких значений. Несмотря на рост информированности населения о предстоящем голосовании по мере приближения 18 сентября, количество планирующих прийти к избирательным урнам граждан практически не меняется. По данным «Фонда общественное мнение», о выборах знают 73% респондентов (еще 14 августа таких было 65%). При этом совершенно точно примут участие в голосовании только 40% опрошенных, что всего на 1% больше полученного в ходе предыдущего исследования результата.

Излишне низкая итоговая явка создаст угрозу снижения легитимности парламентских выборов и даст противникам власти повод для критики результатов голосования. Кроме того, при в случае низкой активности провластных избирателей «Единая Россия» рискует недобрать необходимое количество голосов в наиболее протестных регионах и крупных городах, что осложнит получение всех запланированных мандатов в Госдуме нового созыва. Локальные усилия единороссов по мобилизации лояльного электората уже заметны в Москве, где под видом соцопросов ЕР задействовала телефонную агитацию и прорабатывает возможность улучшения результата за счет голосования по открепительным удостоверениям. 

Вливание дополнительных ресурсов в агитацию в СМИ на финальном отрезке кампании может сыграть на руку «Единой России». Из всех прочих партий только ЛДПР тратит сопоставимые средства на покупку эфира. Однако либерал-демократы уже израсходовали 450,9 млн из фонда в 520,8 млн руб. КПРФ планирует приобретение платного эфирного времени только в последнюю неделю перед выборами. Прочие партии практически полностью отказались от телерекламы, считая ее неэффективной. 

 В тоже время финансовые возможности партии власти не являются достаточным условием для улучшения результата. Ключевые проблемы единороссов находятся в области содержательных аспектов кампании. «Единая Россия» не предлагает избирателю позитивных смыслов, а социально-экономическая повестка продолжает играть против партии. По данным Левада-центра, респонденты называют рост цен одним из самых заметных событий за последние четыре недели. Внимание к обесцениванию денег уступает только Олимпиаде в Рио и недавнему землетрясению в Италии. На этом фоне власть вынуждена балансировать между принятием необходимых непопулярных решений и реагированием на социальный запрос со стороны электората. Так, сообщения об очередной заморозке пенсионных накоплений и возможном росте НДФЛ были уравновешены инициативой о введении приоритета зарплатных выплат над налоговыми. 

Низкая активность парламентских партий в первые недели агитации дала возможность проявить себя радикальной оппозиции. Из всех участников кампании в лучшей форме пока предстает ПАРНАС. Яркие выступления Вячеслава Мальцева выделяются на фоне сливающихся в единую массу высказываний остальных кандидатов. Вполне возможно, что партия Касьянова правильно выбрала наиболее эффективную для себя стратегию. Однако от Мальцева, выступающего основным спикером ПАРНАС, потребуются сохранение темпа и ужесточение риторики. В противном случае заметная активность в ходе первых дебатов будет не более чем фальстартом. 

Эксперт Центра политической конъюнктуры Даниил Пареньков специально для «Актуальных комментариев»

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 




____________

Читайте также:


3 сентября 2021 Новости
Технологические приемы не заменят человеческую связь: Зверев о новых подходах избирательной кампании
 Технологические приемы не заменят человеческую связь: Зверев о новых подходах избирательной кампании Основной итог текущей кампании заключается в том, что мы опять начинаем формировать некие традиции избирательного процесса. Об этом заявил руководитель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Сергей Зверев в подкасте «Выборы-2021».
3 сентября 2021 Новости
Covid не в повестке: эксперты оценили влияние коронавируса на выборы
 Covid не в повестке: эксперты оценили влияние коронавируса на выборы В конце сентября в Россию может прийти четвертая волна пандемии. Об этом заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова. По ее словам, всплеск заболевания скорее всего произойдет из-за возвращения людей из отпусков и начала учебного года.
3 сентября 2021 Новости
Обострение конкуренции: эксперты прогнозируют итоги выборов в Госдуму
 Обострение конкуренции: эксперты прогнозируют итоги выборов в Госдуму Приближение выборов обостряет конкуренцию между партиями и кандидатами по одномандатным округам, отмечают эксперты Центра политической конъюнктуры. Они опубликовали обновленный прогноз итогов выборов в Госдуму. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".