Статья
1512 2 июля 2009 0:02

Информационное общество

В Твери прошел социально-экономический форум "Информационное общество", на котором заявлено о создании в России одноименной программы на 2011-2018 годы. Концепция программы появится уже осенью этого года.

Форум открылся оглашением приветствия президента России Дмитрия Медведва его участникам. Д.Медведев отметил важность совершенствования коммутационной инфраструктуры, преодоления цифрового неравенства регионов, перехода на "самые современные стандарты и технологии". "Уверен, что ваш форум внесет весомый вклад в решение этих задач, будет содействовать укреплению позиций России в глобальном информационном пространстве", - говорится в послании.

На форуме быо объявлено, что для развития в России информационного общества будет разработана и реализована специальная долгосрочная целевая программа "Информационное общество 2011-2018".

"В ноябре мы хотим сформировать концепцию такой программы, и я призываю всех сделать свои предложения и принять участие в ее разработке", - сказал 2 июля  министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, выступая на VI Тверском социально-экономическом форуме "Информационное общество".

Обосновывая необходимость разработки и реализации такой программы, И.Щеголев заметил, что, хотя в России есть хорошие примеры разработки и использования высоких информационных технологий, "каждый в основном играет свою мелодию, и говорить о стройной работе всего оркестра пока не приходится". "Информационного общества как живой системы пока не складывается", - сказал И.Щеголев.

Кроме того, он подчеркнул, что в плане информационного развития между различными регионами существует огромная разница - в среднем в три с половиной раза. "А по отдельным показателям между лидерами и аутсайдерами - в 64 раза", - добавил министр.

По его словам, подъем информационной системы российского общества на должный уровень позволит не только увеличить производительность труда, расширить перечень услуг, "но и избавиться от коррупционного налета, лишних энергетических затрат - в прямом и переносном смысле".

Касаясь развития в России информационного общества, И.Щеголев обратил внимание на необходимость тиражирования программ, которые были разработаны в том или ином регионе и показали положительный эффект при использовании.

О том, что госструктуры все еще отстают по уровню использования информационных технологий, заявил на форуме глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. "В целом по уровню использования информационных технологий госструктуры еще отстают и зачастую не успевают быстро реагировать на изменения запросов и потребностей общества: это еще проявляется во многих отраслях и сферах оказания государственных публичных услуг", - сказал С.Нарышкин. Как показывает анализ, разрыв между регионами по уровню применения новых технологий из года в год не сокращается, а растет, при этом две трети регионов даже не имеют комплексных планов информатизации, а из тех, которые приняты, только пять соответствуют требованиям, утвержденным правительством еще в 2007 году", - сказал С.Нарышкин.

Он отметил, что, несмотря на ежегодный рост объемов госфинансирования, выделяемого для внедрения информационных технологий "в отдельных областях бюджетной сферы" на региональном и муниципальном уровнях, сами программы "не достаточно скоординированы и подчас не увязаны с региональными планами".

"В этой связи необходимо найти такие механизмы государственной поддержки, которые стимулировали бы информатизацию на всех уровнях, устраняли информационное неравенство между регионами, а также обеспечивали бы синхронность работы федеральных и региональных структур по построению информационного общества", - сказал С.Нарышкин.

Он подчеркнул, что проект создания информационного общества не может быть профинансирован целиком из федерального бюджета и реализован несколькими федеральными министерствами.

"Для создания механизмов, обеспечивающих согласованность государственной политики по развитию информационного общества, нужен постоянный диалог между всеми участниками этого процесса", - сказал С.Нарышкин, напомнив, что именно для этого в конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев создал Совет по развитию информационного общества.

Комментарии экспертов

Информационный форум давно назрел, потому что архаичная система власти, с точки зрения способов её управления, является чудовищным тормозом, влияющим на эффективность работы всей властной конструкции, всей политической системы в конечном счёте. Речь идёт о том, что до сих пор любые решения сопровождаются созданием десятков, если не сотен инструкций, бумаг, требующих личной подписи различных начальников, доставки и т.д. То есть реальный документооборот в управленческой системе – это место, где просто убивается время. А сегодня время – это самый ценный ресурс.

Это проект начала создания информационной власти, а потом, с помощью этого, и информационного общества. Общество само по себе использует преимущество быть информированным. Люди давным-давно уже живут в интернете, в различных социальных сетях, используют мобильную связь. То есть мы сами, на уровне общества, получаем информацию так быстро, как нам необходимо.

А вот власть, в отличие от общества, всё ещё живёт скоростями XIX века. Чуть скорее, не на лошадях возят приказы, но тем не менее. Поэтому превратить систему управления, властную конструкцию в оперативную машину, в которой прохождение приказов, решений, сигналов равняется скорости прохождения электрического сигнала и, соответственно, повышается скорость реакции тех, кому положено выполнять те или иные приказы – это на сегодня ключевая задача.

Разговор о том, что таким образом нужно выровнять все регионы – это разговор не о том. В самой Москве нужно начинать это делать. Представление о том, что в столице как будто бы лучше, чем, скажем, в Якутии – это абсолютно неправильное представление. Везде одно и то же, бюрократическая машина совершенно одинакова. Принятие решений выполняется с очень медленной скоростью. Я уже не говорю об издержках бюрократии, которая получает ренту с того, что сознательно задерживает процесс, вымогая взятку за быстрое прохождение и исполнение решения.

Есть еще одна важная вещь. Борьба с коррупцией невозможна без создания прозрачных, недоступных влиянию чиновников систем, где отражается время поступления приказа, указывается когда и кому его нужно исполнить. И его неисполнение будет однозначно трактоваться (причём понятно, кто этого не делает) как грубейшее нарушение по службе.

Сегодня понять, где и как что-то не связалось, невозможно. Уже и президент жалуется на то, что его решения и приказы не выполняются. Это невозможно проконтролировать, потому что на каждом этаже в каждом кабинете чиновник ссылается на другого, говорит: «Я всё сделал». Вот в чём страшная беда. И если удаётся построить эту прозрачную систему, в которую сигнал проходит от издающего приказ до исполнителя, и это всё контролируется не неким произволом, а автоматически, где всё видно: приказ пошёл, тогда-то он должен быть исполнен.

Проект «информационное общество», который сейчас обсуждается – это в какой-то степени скрытая атака на традиционную бюрократию и на коррумпированные механизмы власти. Вот в чём колоссальная ценность и важность этого начинания. Декларации о том, что нужно бороться с бюрократией и коррупцией, сами по себе бессмысленны. Нужно решать конкретные вещи. Если удаётся создать такую операционную систему и внедрить её, то люди превращаются в прозрачные стёклышки: приказ пришёл – исполнил, не исполнил – спасибо, до свидания. У нас проблем с набором на госслужбу нет. Не проблема взять людей, которые будут способны оперировать компьютерами и адекватно выполнять поручения. У нас прекрасная система образования, ежегодный выпуск специалистов по всем отраслям. Так что задачу здесь я вижу именно в этом.

В России очень неравномерно развиты телекоммуникационные сети. Регионы отстали по сравнению с Москвой на 10 лет. Объясняется это тем, что монополии держат огромные цены на интернет, выбивают с рынка конкурентов и при этом пользуются поддержкой местных властей, будучи глубоко интегрированными во все административные системы.

В плане развития информационного общества показательным мог бы стать пример Англии. У британского премьер-министра сейчас очень тяжелые времена. Лейбористы могут проиграть следующие выборы, и он придумал одну простую вещь. Основной пункт его антикризисной стратегии (возможно, и единственный, если не считать рефинансирование банков) является самым удачным пунктом предвыборной кампании и действительно способен побороть кризис в Великобритании. Он призвал сделать интернет таким же повсеместным, как телефон, и даже больше, чтобы у любого жителя Великобритании был оптоволоконный кабель, чуть ли не в каждый дом.

После этого, конечно, возникает совершенно другое качество жизни, во много раз увеличивается рынок электронной торговли, рынок услуг и на самом деле происходит не воображаемый, не декларируемый, не желанный, а реальный переход к информационному обществу, потому что люди имеют возможность получать услуги через интернет.

Надо сказать, что и в России на самом деле не всё так плохо. Например, правительство приняло перечень услуг, которые будут оказываться электронно. Мне кажется, что просто не хватает воли и какого-то простого и понятного решения. Я думаю, никто не обидится, если президент скопирует британский опыт. Конечно, нужно, чтобы у каждого человека в России был интернет. И это на самом деле сломает все эти монополии и создаст реальную конкуренцию на локальных рынках. Вопрос только в том, какие механизмы избрать для того, чтобы это реализовать. Надеюсь, что в Твери это будет обсуждаться.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".