Статья
2 Июля 2009 0:02

Информационное общество

<p>В Твери прошел социально-экономический форум "Информационное общество", на котором заявлено о создании в России одноименной программы на 2011-2018 годы. Концепция программы появится уже осенью этого года.</p>
<p>Форум открылся оглашением приветствия президента России Дмитрия Медведва его участникам. Д.Медведев отметил важность совершенствования коммутационной инфраструктуры, преодоления цифрового неравенства регионов, перехода на "самые современные стандарты и технологии". "Уверен, что ваш форум внесет весомый вклад в решение этих задач, будет содействовать укреплению позиций России в глобальном информационном пространстве", - говорится в послании.</p>
<p>На форуме быо объявлено, что для развития в России информационного общества будет разработана и реализована специальная долгосрочная целевая программа "Информационное общество 2011-2018".</p>
<p>"В ноябре мы хотим сформировать концепцию такой программы, и я призываю всех сделать свои предложения и принять участие в ее разработке", - сказал 2 июля  министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, выступая на VI Тверском социально-экономическом форуме "Информационное общество".</p>
<p>Обосновывая необходимость разработки и реализации такой программы, И.Щеголев заметил, что, хотя в России есть хорошие примеры разработки и использования высоких информационных технологий, "каждый в основном играет свою мелодию, и говорить о стройной работе всего оркестра пока не приходится". "Информационного общества как живой системы пока не складывается", - сказал И.Щеголев.</p>
<p>Кроме того, он подчеркнул, что в плане информационного развития между различными регионами существует огромная разница - в среднем в три с половиной раза. "А по отдельным показателям между лидерами и аутсайдерами - в 64 раза", - добавил министр. </p>
<p>По его словам, подъем информационной системы российского общества на должный уровень позволит не только увеличить производительность труда, расширить перечень услуг, "но и избавиться от коррупционного налета, лишних энергетических затрат - в прямом и переносном смысле". </p>
<p>Касаясь развития в России информационного общества, И.Щеголев обратил внимание на необходимость тиражирования программ, которые были разработаны в том или ином регионе и показали положительный эффект при использовании.</p>
<p>О том, что госструктуры все еще отстают по уровню использования информационных технологий, заявил на форуме глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. "В целом по уровню использования информационных технологий госструктуры еще отстают и зачастую не успевают быстро реагировать на изменения запросов и потребностей общества: это еще проявляется во многих отраслях и сферах оказания государственных публичных услуг", - сказал С.Нарышкин. Как показывает анализ, разрыв между регионами по уровню применения новых технологий из года в год не сокращается, а растет, при этом две трети регионов даже не имеют комплексных планов информатизации, а из тех, которые приняты, только пять соответствуют требованиям, утвержденным правительством еще в 2007 году", - сказал С.Нарышкин.</p>
<p>Он отметил, что, несмотря на ежегодный рост объемов госфинансирования, выделяемого для внедрения информационных технологий "в отдельных областях бюджетной сферы" на региональном и муниципальном уровнях, сами программы "не достаточно скоординированы и подчас не увязаны с региональными планами".</p>
<p>"В этой связи необходимо найти такие механизмы государственной поддержки, которые стимулировали бы информатизацию на всех уровнях, устраняли информационное неравенство между регионами, а также обеспечивали бы синхронность работы федеральных и региональных структур по построению информационного общества", - сказал С.Нарышкин.</p>
<p>Он подчеркнул, что проект создания информационного общества не может быть профинансирован целиком из федерального бюджета и реализован несколькими федеральными министерствами.</p>
<p>"Для создания механизмов, обеспечивающих согласованность государственной политики по развитию информационного общества, нужен постоянный диалог между всеми участниками этого процесса", - сказал С.Нарышкин, напомнив, что именно для этого в конце прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев создал Совет по развитию информационного общества.</p>
Комментарии экспертов
<p>Информационный форум давно назрел, потому что архаичная система власти, с точки зрения способов её управления, является чудовищным тормозом, влияющим на эффективность работы всей властной конструкции, всей политической системы в конечном счёте. Речь идёт о том, что до сих пор любые решения сопровождаются созданием десятков, если не сотен инструкций, бумаг, требующих личной подписи различных начальников, доставки и т.д. То есть реальный документооборот в управленческой системе – это место, где просто убивается время. А сегодня время – это самый ценный ресурс. </p>
<p>Это проект начала создания информационной власти, а потом, с помощью этого, и информационного общества. Общество само по себе использует преимущество быть информированным. Люди давным-давно уже живут в интернете, в различных социальных сетях, используют мобильную связь. То есть мы сами, на уровне общества, получаем информацию так быстро, как нам необходимо. </p>
<p>А вот власть, в отличие от общества, всё ещё живёт скоростями XIX века. Чуть скорее, не на лошадях возят приказы, но тем не менее. Поэтому превратить систему управления, властную конструкцию в оперативную машину, в которой прохождение приказов, решений, сигналов равняется скорости прохождения электрического сигнала и, соответственно, повышается скорость реакции тех, кому положено выполнять те или иные приказы – это на сегодня ключевая задача.</p>
<p>Разговор о том, что таким образом нужно выровнять все регионы – это разговор не о том. В самой Москве нужно начинать это делать. Представление о том, что в столице как будто бы лучше, чем, скажем, в Якутии – это абсолютно неправильное представление. Везде одно и то же, бюрократическая машина совершенно одинакова. Принятие решений выполняется с очень медленной скоростью. Я уже не говорю об издержках бюрократии, которая получает ренту с того, что сознательно задерживает процесс, вымогая взятку за быстрое прохождение и исполнение решения. </p>
<p>Есть еще одна важная вещь. Борьба с коррупцией невозможна без создания прозрачных, недоступных влиянию чиновников систем, где отражается время поступления приказа, указывается когда и кому его нужно исполнить. И его неисполнение будет однозначно трактоваться (причём понятно, кто этого не делает) как грубейшее нарушение по службе. </p>
<p>Сегодня понять, где и как что-то не связалось, невозможно. Уже и президент жалуется на то, что его решения и приказы не выполняются. Это невозможно проконтролировать, потому что на каждом этаже в каждом кабинете чиновник ссылается на другого, говорит: «Я всё сделал». Вот в чём страшная беда. И если удаётся построить эту прозрачную систему, в которую сигнал проходит от издающего приказ до исполнителя, и это всё контролируется не неким произволом, а автоматически, где всё видно: приказ пошёл, тогда-то он должен быть исполнен. </p>
<p>Проект «информационное общество», который сейчас обсуждается – это в какой-то степени скрытая атака на традиционную бюрократию и на коррумпированные механизмы власти. Вот в чём колоссальная ценность и важность этого начинания. Декларации о том, что нужно бороться с бюрократией и коррупцией, сами по себе бессмысленны. Нужно решать конкретные вещи. Если удаётся создать такую операционную систему и внедрить её, то люди превращаются в прозрачные стёклышки: приказ пришёл – исполнил, не исполнил – спасибо, до свидания. У нас проблем с набором на госслужбу нет. Не проблема взять людей, которые будут способны оперировать компьютерами и адекватно выполнять поручения. У нас прекрасная система образования, ежегодный выпуск специалистов по всем отраслям. Так что задачу здесь я вижу именно в этом.<br>
</p>
<p>В России очень неравномерно развиты телекоммуникационные сети. Регионы отстали по сравнению с Москвой на 10 лет. Объясняется это тем, что монополии держат огромные цены на интернет, выбивают с рынка конкурентов и при этом пользуются поддержкой местных властей, будучи глубоко интегрированными во все административные системы.</p>
<p>В плане развития информационного общества показательным мог бы стать пример Англии. У британского премьер-министра сейчас очень тяжелые времена. Лейбористы могут проиграть следующие выборы, и он придумал одну простую вещь. Основной пункт его антикризисной стратегии (возможно, и единственный, если не считать рефинансирование банков) является самым удачным пунктом предвыборной кампании и действительно способен побороть кризис в Великобритании. Он призвал сделать интернет таким же повсеместным, как телефон, и даже больше, чтобы у любого жителя Великобритании был оптоволоконный кабель, чуть ли не в каждый дом.</p>
<p>После этого, конечно, возникает совершенно другое качество жизни, во много раз увеличивается рынок электронной торговли, рынок услуг и на самом деле происходит не воображаемый, не декларируемый, не желанный, а реальный переход к информационному обществу, потому что люди имеют возможность получать услуги через интернет. </p>
<p>Надо сказать, что и в России на самом деле не всё так плохо. Например, правительство приняло перечень услуг, которые будут оказываться электронно. Мне кажется, что просто не хватает воли и какого-то простого и понятного решения. Я думаю, никто не обидится, если президент скопирует британский опыт. Конечно, нужно, чтобы у каждого человека в России был интернет. И это на самом деле сломает все эти монополии и создаст реальную конкуренцию на локальных рынках. Вопрос только в том, какие механизмы избрать для того, чтобы это реализовать. Надеюсь, что в Твери это будет обсуждаться. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".