Статья
4 Октября 2015 14:01

Инициатива Лаврова – сила или право

Инициатива Лаврова – сила или право
Фото: МИД РФ

В интервью венесуэльскому телевидению министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Учитывая, что попытки … вольных трактовок принципа невмешательства проявляются с регулярной периодичностью, в том числе и в контексте сирийского кризиса, мы хотим обсудить со всеми странами-членами возможность принятия декларации, которая четко подтвердила бы принцип невмешательства во внутренние дела государства». И далее он пояснил, что в мире необходимо закрепить принцип, который действует в Африке и Латинской Америке, и согласно которому страны, в которых переход власти осуществлен не конституционным путем, а посредством государственного переворота, перестают быть нормальными членами международного сообщества.

В этих словах министра – ключ к пониманию разногласий на международной сцене между РФ и многими западными странами, поскольку в наше время идет активная борьба за различное понимание государственного суверенитета и возможности вмешательства во внутренние дела.

Обычно дело представляют так, что Россия, Китай и другие близкие им по духу страны отстаивают устаревшую консервативную версию суверенитета. А Запад – продвигает понятие гуманитарного права, которое выше концепции суверенности и невмешательства. Мол, после Руанды в 1994 году, когда мир беспомощно наблюдал геноцид тутси, был извлечен урок и теперь обязанность мирового сообщества – не допускать ничего подобного, активно вмешиваясь во внутриполитические противостояния в случае угрозы массовых убийств или серьезного нарушения прав человека.

Но при внимательном наблюдении очевидно, что все гораздо сложнее. И Россия и Китай могут принимать односторонние действия, например, в Крыму или на Парасельских островах, и западные страны вмешиваются далеко не везде и не всегда. В принципе, государственный суверенитет основывается на силе той или иной страны. Только возможность сопротивляться служит критерием и основанием суверенности. В бывшей Югославии вмешались, а в Чечне – никому и в голову такая мысль не приходила. Точно так же можно сравнить Кувейт 1990-1991 и Украину 2014-2015.

В связи с этим важно понять – насколько бессмысленны апелляции к «международному праву», которые часто можно услышать. Международное право – это не совокупность неких правил и норм, устанавливающих «что» делать, оно говорит о том, «как» делать. Международное право, например, не запрещает войн как способа разрешения конфликтов, но оно трактует вопросы межгосударственных отношений во время вооруженных конфликтов – кто чьи интересы представляет и как. Инциденты наподобие косовского ярко показывают всю условность апелляций по поводу и без повода к «международному праву».

 В основе любой внешней политики лежит выгода того или иного государства, защита его интересов. И международное право трактуется сугубо из этих базовых устремлений – потому США, например, не признают юрисдикции Международного суда ООН, и не являются подписантами многих межгосударственных конвенций.

Но помимо политических реалий и правовых соглашений существует еще и идеология. И вот последняя часто затуманивает глаза. Та реальность, которая существует в Западной Европе или Северной Америке, без критического осмысления переносится на другие части света. Например, на днях журналистка пишет в ведущей американской газете относительно легитимности президента Сирии Асада – «но его же никто не выбирал! Как можно говорить о его легитимности!?» Она даже не задумывается, что такого верного союзника США, как король Саудовской Аравии (да и любого из монархов Залива), тоже никто не избирал, но его легитимность никто не ставит под сомнение.

Или, говоря о действиях России в Крыму, на Западе часто восклицают – «это нарушает принципы, действовавшие семьдесят лет в послевоенной Европе!», но при этом с легкостью отрицают те же самые принципы во имя «гуманитарного права», не усматривая в этом никакого противоречия. Можно вспомнить и пример, приводившийся ранее Путиным – различное отношение к свержению президентов Йемена и Украины. В первом случае это недопустимое смещение законного лидера, во втором – оправданное следствие народного восстания.

«Гуманитарное право» потому и называют «гуманитарным», поскольку у него не существует четких критериев. Оно априори считается универсальным и применяется ad hoc. Например, Ангела Меркель в одностороннем порядке объявляет о том, что Германия более не связана действием Дублинского соглашения, причем безо всякой предварительной проработки вопроса. Но гуманитарное право имеет одну важную особенность – оно всегда опирается на сформированное определенным образом общественное мнение. Это вот одобрение и является основным критерием успешности «гуманитарных интервенций». И благодаря этому закрываются глаза на вышеотмеченные противоречия – односторонняя и не правовая инициатива Меркель была восторженно поддержана.

Настоящая проблема России в этом случае – неблагоприятное по отношению к ее действиям общественное мнение, неумение или невозможность на него влиять. Можно уже сегодня предположить, что из идеи Лаврова ничего не выйдет – по этой самой причине. И сам министр упомянул о данной инициативе, скорее, в пиаровских целях, дабы лишний раз обозначить позицию России.

Можно ставить на голосование в ООН предложение не признавать режимы, пришедшие в результате переворотов, но это не изменит реал-политик, не изменит сложившихся симпатий-антипатий. Да и многие нынешние политические режимы являются наследниками разного рода и революций, и от своего «славного» прошлого отрекаться не собираются. Пусть в Африканском союзе – на что ссылался Лавров – есть правило не признавать государственные перевороты. Тем не менее, они происходят, и небезуспешно –  например, на Мадагаскаре – и, несмотря на бойкот новых властей, они находились у власти столько времени, сколько сочли нужным. Точно также и в Гондурасе сместили президента и никакие санкции его не вернули.

Повторим – никакие декларации и провозглашенные принципы действовать не будут, как только та или иная сила сочтет, что они нарушают ее интересы, и она будет уверена, что сможет преодолеть противодействие себе. Недаром император Александр III говорил про двух союзников своей страны – армию и флот.

Максим Артемьев специально для «Актуальных комментариев»

Другие статьи автора

18 Сентября 2017 Анонс
Трамп предлагает реформировать ООН
 Трамп предлагает реформировать ООН 18 сентября, перед началом сессии Генассамблеи ООН, президент США Дональд Трамп намерен провести саммит мировых лидеров по вопросам перестройки работы организации. Разговоры о необходимости реформирования ООН идут уже долгие годы. Пока ни одна инициатива не получила поддержки.
КомментарийКомментарий Реформировать ООН в ближайшее время не получится политолог, журналистГеоргий Бовт Георгий Бовт об эффективности Генассамблеи ООН 12 Сентября 2017 Анонс
В Нью-Йорке состоится сессия Генассамблеи ООН
 В Нью-Йорке состоится сессия Генассамблеи ООН 12 сентября в Нью-Йорке состоится открытие Генассамблеи ООН. Через неделю стартует общеполитическая дискуссия. Дебаты продлятся до 25 сентября. Путин второй год подряд не будет принимать участие в заседании Генассамблеи. В этом году вместо него делегацию РФ возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".