Статья
2326 25 августа 2017 17:37

Instant View, Adblock и Nopaywall: что будет с рынком медиа?

Большинство современных СМИ являются убыточными и испытывают финансовые трудности. Зарабатывать с каждым годом становится все труднее: соцсети внедряют технологию моментального просмотра, что не позволяет получать социальный трафик, пользователи устанавливают приложения, блокирующие рекламу, а пираты публикуют материалы, распространяемые по подписке. Что будет с рынком медиа, если журналистам станет нечем платить?

Instant View и ее вариации

Технологию Instant View и различные ее вариации разрабатывали в первую очередь социальные сети. Технология позволяет пользователю, увидев ссылку у себя в сообщениях или в ленте новостей, не переходить на сайт первоисточника. То есть, если ваш друг пришлет ссылку на новость, например, «Интерфакса», то вы сможете открыть ее непосредственно в мобильном приложении, браузер открывать не придется. Эта технология уже давно реализована в Facebook, во «ВКонтакте», с мая 2017 она работает в Telegram.

Естественно, что владельцы сайтов таким положением вещей недовольны. Помимо того, что сайт недополучает трафик, пользователи при этом не видят рекламу, которая размещена на первоисточнике, так как боты подгружают только «нужную часть контента». Пользователь оказывается в плюсе: ему не приходится открывать дополнительное приложение для просмотра и он не видит назойливую рекламу. Владельцы соцсети тоже формируют вокруг пользователя некую экосистему, заставляя его проводить в приложении все больше времени и смотреть рекламу, которую уже они ему покажут. В проигрыше остаются только авторы контента, которые не получают практически ничего. В 2012 году некоторые российские новостные издания даже конфликтовали с администрацией «ВКонтакте» и обещали уйти из социальной сети из-за функции просмотра внешних сайтов без перехода с сайта «ВКонтакте».

Подсластить пилюлю в свое время пытался Facebook, которые функцию моментального просмотра запустили еще в мае 2015 года. Администрация соцсети предлагала изданиям встраивать в Instant Articles рекламу и получать за это деньги. Кроме того, такие материалы получали приоритет в показе, а учитывая своеобразные алгоритм формирования ленты Facebook, это предложение изначально выглядело интересным. Но спустя два года мы видим, что издания все же предпочитают уводить читателя к себе на сайт.

Но теперь подобные функции вводят не только соцсети. «Яндекс» не так давно внедрил в своем браузере режим «Турбо» — это режим, который включается при медленном соединении с интернетом в браузере. Он ускоряет загрузку страниц и экономит трафик. Содержимое страницы, включая видео, сжимается на серверах Яндекса и затем передается в браузер. По сути дела, поисковик выгружает материалы с новостных ресурсов, отсеивает рекламу и «все лишнее», а затем выдает пользователю.

Вроде бы опять все ради пользователя, но не все так просто. Вместо рекламы с сайта первоисточника пользователю покажут рекламу Яндекса. Кроме того, похожие технологии есть и у конкурентов, например, браузера Opera, но они не воруют контент, а лишь сжимают его, делая загружаемую страницу посильной для медленного интернета.

Владельцы новостных ресурсов тоже могут быть недовольны, но в отличие от Facebook, в «Яндексе» решили использовать кнут вместо пряника: «Если же площадка отказывается от формирования Турбо-страниц, то ее понижают в поисковой выдаче. Якобы ради быстропользования, ради читателя. Хотя, разумеется, все — для продвижения собственной рекламной технологии», — пишет Демьян Кудрявцев.

Другие проблемы

Но Instant View — не единственная технология, мешающая СМИ зарабатывать. Различные сервисы по типу Adblock блокируют показы рекламы, и если сайт получает плату за количество показов, а не простое наличие баннеров, то, естественно, что такие сервисы бьют по бюджету. Примечательно, что некоторые приложения и расширения для браузеров уже становятся платными или же сами стали продавать рекламу.

Некоторые крупные медиа переходят на платные подписки, что в первое время позволяло зарабатывать и привлекать новых авторов, однако в последнее время все больше набирает популярность движение nopaywall, когда пираты публикуют скрытые от общего доступа материалы. В таком случае медиа не только проигрывают в количестве проданных подписок, но и в трафике, так как материалы полностью размещаются на сторонних ресурсах.

С финансовыми трудностями связывают уход редакции Republic, который и делал ставку на платные подписки.

Помимо всего прочего, новостным и аналитическим изданиям приходится все жестче конкурировать за внимание пользователей с гражданскими площадками и блог-платформами по типу Medium или Яндекс.Дзен.

Независимая журналистика?

Демьян Кудрявцев в своем сообщении сокрушался, что действия «Яндекса» убивают независимую журналистику. У СМИ не будет денег, поэтому им придется либо обращаться к власти за помощью, либо прекращать свою деятельность: «Отбирая у независимых медиа источники возможного дохода, вы тем самым автоматически поддерживаете и продвигаете медиа зависимые, за рекламу не сражающиеся. Хотите быть агрегатором коммерчески неэффективных ангажированных копипастеров? Будете», — написал Кудрявцев у себя в блоге. Так ли все плохо на самом деле?

Журналист Антон Красовский уверен, что не все так печально: «у всех людей, которые занимаются производством добавленной стоимости, в частности, в журналистике в будущем есть неплохие перспективы. А каким образом эти перспективы будут реализованы и как браузеры встраивают или не встраивают рекламу — это вопрос технический. Техника меняется, их задача — сделать способы донесения контента более удобными. Как это будет монетизироваться — люди найдут способы», — сказал он.

Главной же проблемой современных медиа Красовский называет не финансовые трудности, а отсутствие настоящей свободы слова и конкуренции: «Если говорить о будущем журналистики, то проблема отечественной журналистики не в финансовом кризисе, а в том, что у нас нет конкуренции и свободы слова в первую очередь. Люди, которые предоставляют качественный контент, я уверен, найдут своего читателя в любом случае. А количество денег на предоставление заказного и пропагандистского контента, будет сокращаться. Это касается всех федеральных каналов».

В России сегодня официально зарегистрировано более 80 тысяч СМИ. Понятно, что не все из них активно функционируют, но цифра действительно устрашающая. Очевидно, что такое количество не выживет. Уже в прошлом году на 3 тысячи зарегистрированных СМИ пришлось 6 тысяч упраздненных медиа.

Главный редактор портала Roem.ru Юрий Синодов считает движения в медиа закономерными и владельцам СМИ бессмысленно обижаться на действия других участников рынка: «Жаловаться на то, что люди не переходят на сайты, хотя десять лет переходили — глупо. Тот же Яндекс весь период своего существовании гонит бесплатную аудиторию с агрегатора новостей на другие сайты, и это — подарок судьбы. Если он в какой-то момент перестанет это делать, как и любой другой поисковик, значит подарок исчерпал себя».

Он также отметил, что в ближайшем будущем из-за сокращения ресурсов на рынке СМИ останутся только крупные игроки: «В среднем из расчета на каждое СМИ будет приходить все меньше денег. Они, конечно, не умрут, но продуктовых возможностей по созданию новостей и сайтов будет все меньше, за исключением самых крупных. Мелкие СМИ и те, кто не имеет возможности по монетизации своей базы подписчиков и читателей, в конце концов будут жить бедно и будут производить низкокачественный контент. Другой альтернативы нет.

Единственная возможность — перейти на платный доступ, но это доступно только после того, как есть определенный размер аудитории. До этого размера большее количество СМИ не дотягивает, так как это сложная инженерная задача».

Меняйся или умри

Ключевым фактором в выживаемости медиа станет способность СМИ меняться и приспосабливаться к современным условиям и технологиям. Уже сегодня некоторые телеграм-каналы, у которых 1-2 автора, по популярности превосходят СМИ федерального уровня. Посты простых пользователях на публичных площадках тоже иногда обходят по просмотрам колонки в крупных изданиях. Сегодня ключевым является контент и способы его распространения, в какую оболочку он будет упакован: сайт СМИ, персональная блог-платформа, личная страница в соцсети — уже не так важно.

Пять тенденций развития медиа

1. Анализ больших данных пользователей. Умение работать с большими объемами информации нужно не только для того, чтобы использовать их в публикациях, но и чтобы уметь понимать свою целевую аудиторию. Пользователи в соцсетях рассказывают о себе слишком много, нужно просто брать эту информацию и выяснять, чего они хотят.

2. Борьба с фейками. Эпоха постправды диктует свои правила работы с фактами. Выявлять фейки будут помогать соцсети, различные сервисы и алгоритмы. С простыми фейками работать гораздо проще. Куда сложнее понимать, где был сделан вброс (пусть и правдивой информации, но почему именно сейчас и именно в этом сегменте) или запущена «тепловая ракета» для отвлечения внимания от более значимых тем повестки. Отделение главного от всего второстепенного — сложная задача, с которой справляются не все.

3. Делай проще. Повальное увлечение сложной и дорогой инфорграфикой постепенно сходит на нет. Во-первых, наигрались сами авторы. Во-вторых, от переизбытка графической информации устали пользователи. В-третьих, зачастую это оказывается неэффективным вложением средств. Инфографика становится проще, но от этого не менее информативной.

4. Видеоконтент захватывает позиции. YouTube не просто так стремительно набирает популярность. Крупные медиа уже активно осваивают видеомейкинг, и некоторые свои материалы презентуют не в виде текста, картинки или инфографики, а при помощи небольших видео на 3-5 минут. Видео опять же не очень сложные, но информативные.

5. Покупаю интерпретацию. Факты бесплатны и доступны всем пользователям сети. Простые новости уже никому не нужны. СМИ постепенно отказываются от новостных отделов, перепечатки от информагентств никому не нужны. Важнее объяснение и интерпретации новостного потока. Именно за это пользователь готов платить за подписку. Мало ознакомиться с сухой новостью об упразднении или создании какого-нибудь федерального ведомства. Интересно, почему это случилось и к чему это приведет.


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".