Статья
31 Октября 2011 11:45

Интеграция в СНГ

Основным экономическим трендом недели стала интеграция на постсоветском пространстве. Сначала страны СНГ подписали Договор о зоне свободной торговли СНГ. Документ закрепил упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между странами и замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве СНГ. Пока Договор носит общий характер, фактически он подтверждает договоренности 1994 года. Окончательная модель и график создания зоны свободной торговли будут представлены в ноябре-декабре 2011 года.

Параллельно с формирование зоны свободной торговли Москва объявила о расширении ядра интеграционных процессов – Таможенного союза. Вступить в организацию разрешили Киргизии. Несмотря на то, что экономика и внешнеторговый оборот среднеазиатской республики несопоставимы с остальными членами Таможенного союза, демарш Бишкека усилит позиции РФ. При этом прямая экономическая выгода России от вступления Киргизии будет минимальной. А основные дивиденды Москва получит на международной арене.

В последние годы РФ пытается создать региональную альтернативу мировым институтам развития – МВФ и Всемирному банку. Именно эти организации стали основными инструментами борьбы с экономической турбулентностью в последние годы. Финансовые «сложности», появившиеся на рынке американских ипотечных бумаг за последние годы переросли в продолжительный экономический и социальный кризис. В основе его лежат не циклические модели, а системные дисбалансы. Именно они стали причиной беспрецедентного падения мировой экономики.

За последние полвека экономическая, политическая и социальная архитектура претерпела значительные изменения. Мировая финансовая система, учрежденная на Бреттон-Вудской конференции, создала новые международные структуры. Мировой валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вошедшего в группу Всемирного банка (ВБ).

Организации должны были выступать основным каналом распределения финансовой помощи США в восстановлении Европы (план Маршала). Однако политэкономическая конъюнктура стала меняться: систему жестких «валютных курсов», провозглашенную в Бреттон-Вудсе благополучно похоронили уже к 1973 году на очередной международной конференции.

Переход к системе «свободных курсов» существенно изменил роль мировых финансовых институтов.  Если раньше МВФ и МБРР следили за балансами национальных валют, то теперь они превратились в крупнейших кредиторов крупнейших стран. Параллельно происходил рост корпоративно задолженности. При отвязке американской валюты от золотого стандарта Федеральная резервная система (ФРС) активизировала эмиссию долларов как наличных, так и безналичных. В дальнейшем на этой базе «дешевой» американской валюты стала строиться многоуровневая пирамида деривативов. Финансовые организации активно участвовали в ее раздувании. Причем, данная сфера практически не регулировалась ни национальными правительствами, ни международными финансовыми институтами. В итоге МВФ и ВБ оказались на периферии борьбы с мировым кризисом. Они не смогли напрямую оказать необходимую поддержку корпоративному сектору (на первом этапе) и государственным субъектам (на втором этапе), где наиболее динамично происходили кризисные процессы.

При этом МВФ и ВБ остаются достаточно политизированными и закрытыми организациями с жестким контролем со стороны американских и европейских элит. Так, высшие посты в двух главных финансовых институтах мира делят между собой США и Европа: МВФ возглавляет европеец (сейчас – экс-министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард), Всемирный банк – американец (выходец из ФРС США Роберт Зеллик). Более того, требования финансовых организаций, выдвигаемые к кредитуемым странам (бездефицитный бюджет, либерализация рынка, резкая девальвация и др.), выглядят, мягко говоря, неоднозначно на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры.

На фоне проблем с функционированием действующих систем Россия форсирует реформирование мировой финансовой архитектуры. Суть предложений Москвы сводиться к созданию региональной финансовой системы с собственной инфраструктурой на базе Таможенного союза (в будущем Единого экономического пространства): валютными зонами, фондовыми и товарно-сырьевыми биржами, региональными фондами. Именно эти инструменты станут разумными альтернативами действующим финансовым институтам.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры

КомментарийКомментарий Почему цены на нефть мало влияют на курс рубля ученый, энергетикРустам Танкаев  Рустам Танкаев о том, как цены на нефть влияют на курс рубля 7 Августа 2017 Анонс
ОПЕК обсудит проблемы с сокращением добычи
 ОПЕК обсудит проблемы с сокращением добычи 7-8 августа в Абу-Даби соберутся представители стран ОПЕК+. На повестке внеочередного заседания — обсуждение исполнения договорённостей по сокращению добычи нефти. Соглашение о сокращении добычи, заключённое на первое полугодие 2017 года, в мае было продлено до конца марта следующего года.
18 Июля 2017 Новости  Медведев проведет заседание Совета при президенте по модернизации экономики Cегодня премьер-министр России Дмитрий Медведев проведет заседание президиума совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию РФ. В повестке - обсуждение хода разработки национальной технологической инициативы и развитие IT-отрасли.. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".