Статья
116 31 Октября 2011 11:45

Интеграция в СНГ

Основным экономическим трендом недели стала интеграция на постсоветском пространстве. Сначала страны СНГ подписали Договор о зоне свободной торговли СНГ. Документ закрепил упрощение правовых основ торгово-экономических отношений между странами и замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве СНГ. Пока Договор носит общий характер, фактически он подтверждает договоренности 1994 года. Окончательная модель и график создания зоны свободной торговли будут представлены в ноябре-декабре 2011 года.

Параллельно с формирование зоны свободной торговли Москва объявила о расширении ядра интеграционных процессов – Таможенного союза. Вступить в организацию разрешили Киргизии. Несмотря на то, что экономика и внешнеторговый оборот среднеазиатской республики несопоставимы с остальными членами Таможенного союза, демарш Бишкека усилит позиции РФ. При этом прямая экономическая выгода России от вступления Киргизии будет минимальной. А основные дивиденды Москва получит на международной арене.

В последние годы РФ пытается создать региональную альтернативу мировым институтам развития – МВФ и Всемирному банку. Именно эти организации стали основными инструментами борьбы с экономической турбулентностью в последние годы. Финансовые «сложности», появившиеся на рынке американских ипотечных бумаг за последние годы переросли в продолжительный экономический и социальный кризис. В основе его лежат не циклические модели, а системные дисбалансы. Именно они стали причиной беспрецедентного падения мировой экономики.

За последние полвека экономическая, политическая и социальная архитектура претерпела значительные изменения. Мировая финансовая система, учрежденная на Бреттон-Вудской конференции, создала новые международные структуры. Мировой валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вошедшего в группу Всемирного банка (ВБ).

Организации должны были выступать основным каналом распределения финансовой помощи США в восстановлении Европы (план Маршала). Однако политэкономическая конъюнктура стала меняться: систему жестких «валютных курсов», провозглашенную в Бреттон-Вудсе благополучно похоронили уже к 1973 году на очередной международной конференции.

Переход к системе «свободных курсов» существенно изменил роль мировых финансовых институтов.  Если раньше МВФ и МБРР следили за балансами национальных валют, то теперь они превратились в крупнейших кредиторов крупнейших стран. Параллельно происходил рост корпоративно задолженности. При отвязке американской валюты от золотого стандарта Федеральная резервная система (ФРС) активизировала эмиссию долларов как наличных, так и безналичных. В дальнейшем на этой базе «дешевой» американской валюты стала строиться многоуровневая пирамида деривативов. Финансовые организации активно участвовали в ее раздувании. Причем, данная сфера практически не регулировалась ни национальными правительствами, ни международными финансовыми институтами. В итоге МВФ и ВБ оказались на периферии борьбы с мировым кризисом. Они не смогли напрямую оказать необходимую поддержку корпоративному сектору (на первом этапе) и государственным субъектам (на втором этапе), где наиболее динамично происходили кризисные процессы.

При этом МВФ и ВБ остаются достаточно политизированными и закрытыми организациями с жестким контролем со стороны американских и европейских элит. Так, высшие посты в двух главных финансовых институтах мира делят между собой США и Европа: МВФ возглавляет европеец (сейчас – экс-министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард), Всемирный банк – американец (выходец из ФРС США Роберт Зеллик). Более того, требования финансовых организаций, выдвигаемые к кредитуемым странам (бездефицитный бюджет, либерализация рынка, резкая девальвация и др.), выглядят, мягко говоря, неоднозначно на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры.

На фоне проблем с функционированием действующих систем Россия форсирует реформирование мировой финансовой архитектуры. Суть предложений Москвы сводиться к созданию региональной финансовой системы с собственной инфраструктурой на базе Таможенного союза (в будущем Единого экономического пространства): валютными зонами, фондовыми и товарно-сырьевыми биржами, региональными фондами. Именно эти инструменты станут разумными альтернативами действующим финансовым институтам.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры

26 Мая 2018 Новости  Финансовые итоги ПМЭФ: подписано 550 соглашений на 2,365 трлн рублей Петербургский международный экономический форум отметился рекордным количеством соглашений, подписанных представителями крупного бизнеса. Общая сумма договоров — 2,365 трлн рублей, об этом сообщает ТАСС со ссылкой на зампреда оргкомитета форума Антона Кобякова. 25 Мая 2018 Главное
ПМЭФ: итоги первых дней
 ПМЭФ: итоги первых дней В Санкт-Петербурге завершается второй день Международного экономического форума, который стал одним из центральных событий уходящей недели. На полях форума прошло несколько встреч на высшем государственном уровне, подписаны значимые соглашения межу представителями бизнеса, а также сделаны важные заявления относительно экономического развития России. Итоги.
24 Мая 2018 Колонки
Прорыв по плану
 Прорыв по плану Эльдар Янбухтин о важности планирования в политике.

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".