Статья
16 Августа 2010 3:57

Интеллектуальный капитал

Управление нематериальными активами фирмы - знаниями, технологиями, человеческим капиталом, брендом, отношениями с клиентами и т.п. - всем, что является основой конкурентных преимуществ современных компаний.

Комментарии экспертов
<p>Один мой знакомый, на вопрос, что такое «управление», ответил, что управление — это редукция философии, дополненная математикой. Замечание, которое мне всегда казалось исчерпывающим с точки зрения гуманитария, да и сейчас таковым кажется. Т.е. буквально, управление — это нечто такое позорное, к которому прибавили что-то такое непонятное для веса. Именно поэтому редко какой гуманитарий становится хорошим управленцем.</p>
<p>Действительно, с начала XX века управление было во многом синонимично математике. В том смысле, что парадигма расчетности любого управленческого решения сомнению не подвергалась. Проблемы в этой области начались с <nobr>60-х,</nobr> когда при расчетах цены акций той или иной фирмы на бирже стали учитывать так называемый «потенциал роста» компании, который зависел от неких загадочных сил.</p>
<p>В дальнейшем одну из этих ключевых сил определили как «интеллектуальный капитал». Как удачно цитируют в своей одноименный книге Йоран Руус, Стивен Пайк, Лиза Фернстрем — «нечто, что остается в компании, когда из здания уходят люди». Проблемы возможности рассчитать перспективы роста за счет «интеллектуального капитала» стали особенно беспокоить теоретиков менеджмента в <nobr>90-е,</nobr> окончательно обострились в эпоху доткомов, потом, следом за крахом, чуть забылись и вновь проявились после кризиса.</p>
<p>Книга Рууса-Пайка-Фернстрем — ещё одна попытка ввести системное управление интеллектуальным капиталом как таковым. Вопреки распространенной практике, они не считают ни что оный может быть подсчитан (чем раздражают поклонников, скажем, Стаффорда Бира), ни что это некая нерегулируемая сила (привет Нордстрему и Риддерстрале). Прибегая к более свойственной Питеру Друкеру манере кейсового анализа существующих в мировых кампаниях практик, авторы пытаются сформулировать управление интеллектуальным капиталом схематично. Т.е. существует свойство, но не существует числа. Схем, надо сказать, приводится много. Фактически, книга «Интеллектуальный капитал» пытается стать своего рода парадигмальной в классе бизнес-литературы. И имеет все шансы стать таковой, виду как сложности изложения для гуманитария, так и несерьезности — для математика.</p>
<p><strong>Йоран Руус, Стивен Пайк, Лиза Фернстрем, «Интеллектуальный капитал. Практика управления», М.: Высшая школа менеджмента, 2010 — 236 с.</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".