Статья
2240 25 ноября 2016 13:21

Анатолий Бибилов: будущий президент должен реализовать программу развития республики

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков побеседовал с председателем Парламента Республики Южная Осетия Анатолием Бибиловым.

Близится к завершению календарный год и начинается традиционная пора подведения итогов. Как Вы оцениваете итоги 2016-го и, в первую очередь, социально-экономическую ситуацию в Республике, какие ключевые проблемы выделяете и какие видите возможности для их решения?

На сегодняшний день все еще много вопросов, которые требуют решения. Хотя есть и те, которые в принципе решены или решаются. Решены в основном те задачи, которые связаны с реализацией инвестиционной программы, работающей в Республике Южная Осетия.

Конечно, абсолютно чётко ясно, что делаются дороги, строятся здания так называемой социальной инфраструктуры, в том числе больницы, школы, детские сады. И это очень важная часть работы. Однако куда важнее сейчас говорить о тех вопросах, которые требуют решения. Потому что, как ни парадоксально, есть ряд вопросов, которые гораздо более остро стоят перед Республикой, перед ее гражданами.

Мы ведь прекрасно понимаем, что когда отстроим всё, когда у нас будут все школы, когда у нас будут все детские сады и вся инфраструктура, то нам их нужно будет на что-то содержать. Получается, что опять мы будем обращаться к Российской Федерации, чтобы они нам помогали в содержании вот этих зданий, детских садов, школ, театра, спортивных комплексов, и так далее, и так далее.

Для того, чтобы этого не было, уже сейчас надо активнее развивать экономику. Именно это задача номер один. Мы сегодня слышим, что «вот, мы закончим инвестиционную программу, потом начнём развивать экономику». Это неправильно. Развитие экономики и реализация инвестиционной программы должны идти параллельно. Нельзя ждать, когда закончится инвестпрограмма.

В своё время мы поставили неудовлетворительную оценку правительству. Почему? Потому что мы спрашивали: «вот есть инвестиционная программа. Эту программу курирует Администрация Президента Российской Федерации, курирует министерство по Северному Кавказу. Но давайте посмотрим, что же в самой Южной Осетии делается независимо от этой инвестиционной программы, какие у нас свои программы и какие результаты этих программ»?

Мы увидели, что фактически ничего нет. Сегодня людям тяжело найти элементарную работу, работа по созданию рабочих мест и даже элементарному трудоустройству находится на нуле. Я не имею в виду, конечно, те бюджетные организации, которые есть в Республике. Речь идет о бизнесе. А сегодня у нас нет ни развития сельского хозяйства, ни общего экономического развития. Почему выделяю в первую очередь сельское хозяйство? Мы прекрасно понимаем, что Южная Осетия – аграрная страна. Потому что Республика всегда была такой. Но и тут не создаются рабочие места, нет системы кредитования, которая необходима предпринимателю.

Мы недавно приняли закон «О льготном кредитовании малого и среднего предпринимательства». Предложили, чтобы не менее 2% доходов бюджета было направлено на кредитование как раз малого и среднего предпринимательства. Думаю, что это будет хорошее подспорье для того, чтобы сдвинуть ситуацию. Но этого недостаточно. Если не усилить работу и не поставить более высоких планок, то результат будет слабый.

Нам ведь нужно не просто развитие. Нам нужно остановить негативные тенденции. Среди этих тенденций самая опасная – отток населения. Люди, живущие в Южной Осетии должны чувствовать возможность зарабатывания денег не за пределами, а внутри Республики.

Где проще сегодня создать рабочие места? В сельском хозяйстве. Поэтому альтернативы развитию этой отрасли мы не видим. Тем более, в условиях санкций, которые действуют по отношению к Российской Федерации, сам Бог велел нам работать в этом направлении. Разумеется, мы не сможем заместить экзотические фрукты, но многие продукты, которые сегодня нужны российскому рынку, мы можем поставлять. Хотя не надо забывать, что мы и свой рынок до конца не насытили, и даже здесь у нас есть возможности для роста.

Какова роль парламента в этом процессе? Законодатели ведь не обладают такими же инструментами, как исполнительная власть.

Понятно, что мы не исполнительная власть и не можем заменять собой правительство. В данном случае роль парламента сводится к принятию тех законов и нормативно-правовых актов, которые могут обеспечить развитие и защиту инвестиций. Мы можем обеспечивать возможности по льготному кредитованию. И, конечно же, по контролю за соблюдением законов. Сегодня у нас уже есть закон о занятости населения, но он практически не выполняется. Люди ждут работу. Они регистрируются в центре занятости, но у них нет никаких возможностей, никаких льгот или пособий, которые предоставляет любое государство, где бы то ни было. Так вот у нас этого нет. И это тоже создаёт определённую социальную напряжённость. Парламент будет инициировать и принимать те законы, которые необходимы для того, чтобы гарантировать эти пособия. Это из самого острого. Кроме того, необходима работа по принятию тех законов, которые бы выводили на новый уровень развитие Республики в самых разных сферах жизнедеятельности нашего государства. Парламент должен расширять свою сферу ответственности.

Вы лично занимаете активную позицию в сфере международного сотрудничества, много работаете с российскими регионами и даже с новыми республиками Донбасса. Какие возможности и какие проблемы Вы видите в этой работе?

В России есть регионы, которые на сегодняшний день являются локомотивом развития экономики Российской Федерации. Мы считаем необходимым плотно работать с этими регионами. В первую очередь для привлечения инвестиций в Южную Осетию. Мы многое можем предложить. Работа в этом направлении идёт, но пока недостаточно эффективно. Для того, чтобы добиться результата, нужно посещать регионы, встречаться с их руководством, общаться, как говорится, вживую. Например, подобным образом сейчас мы работаем с Владимирской и Ростовской областями. Только так можно надеяться, что будут реализованы наши совместные проекты.

Это ведь должно быть выгодно обеим сторонам. Для регионов России это тоже должно быть экономически интересно. Поэтому мы работаем на взаимовыгодных условиях.

Что касается Донецкой и Луганской народных республик, то на сегодняшний день мы – единственная страна, которая признала два этих государства. Прекрасно понимая возможности и потенциал этих двух республик, мы не имеем права не пользоваться этим. В хорошем смысле слова. Налаживать связи. Опять-таки, на взаимовыгодных условиях.

К сожалению, с 2014 года, даже после признания Донецкой и Луганской народных республик, у нас ещё нет межгосударственных соглашений, у нас нет дипломатических отношений. Мы должны будем этим заняться, потому что это всё-таки не только ответственность властей наших республик друг перед другом, но и перед народами наших стран.

Между парламентом Южной Осетии и народными собраниями Донецкой и Луганской народных республик подписаны меморандумы о сотрудничестве. Я встречался и с главой Донецкой народной республики, и с главой Луганской народной республики, и с председателями народных собраний двух этих братских республик, мы обозначили, что прекрасно понимаем важность задачи и наметили конкретные шаги. Думаю, что в следующем году мы их реализуем.

В этой связи нельзя не коснуться вопросов межпарламентского взаимодействия с Северной Осетией и с Федеральным Собранием России.

Взаимодействие с парламентом Северной Осетии основывается на тех соглашениях, которые у нас есть с законодательными органами Российской Федерации, с Государственной Думой и Советом Федерации.

Уже подготовлено соглашение между законодательными органами двух Осетий, Северной и Южной. Я думаю, что после необходимых консультаций с рядом ведомств двух регионов, в ближайшее время мы всё-таки его подпишем. Мы планировали подписать его в этом году, в апреле месяце, когда праздновали 25 лет парламента Южной Осетии, но абсолютно по субъективным причинам это не получилось. В ближайшее время мы этот процесс форсируем.

Что касается в принципе взаимоотношений между законодательными органами Южной Осетии и Российской Федерации, то могу привести слова председателя комитета по международным делам Совета Федерации Константина Косачева, который заявил, что они «находятся на самом высоком уровне».

В декабре месяце у нас состоится заседание межпарламентской комиссии здесь, в Москве, на базе Совета Федерации. Мы сотрудничаем очень активно не только в политической части, но даже в аппаратной. Каждый год мы направляем наших депутатов и сотрудников для того, чтобы получить опыт работы в Совете Федерации. То есть наши отношения действительно на очень высоком уровне.

Конечно же, в первую очередь я благодарен Валентине Ивановне Матвиенко, председателю Совета Федерации, конечно же, благодарен Александру Борисовичу Тотоонову и всем тем сенаторам, которые работают в этой комиссии.

Как Вы видите взаимоотношения с грузинским парламентом? Там недавно прошли парламентские выборы. Наблюдаете ли Вы возможности для улучшения отношений? Какие проблемы в ближайшее время считаете необходимым решить?

Взаимодействие с Грузией на любом уровне идет очень тяжело. Тяжело в первую очередь из-за того, что Грузия никак не может смириться с тем, что Республика Южная Осетия – самостоятельное государство и по-своему видит вектор своего развития в мире. Тяжело потому, что нет ответных шагов со стороны Грузии. Так, предложение Южной Осетии о подписании меморандума о неприменении силы до сих пор висит в воздухе. Тяжело потому, что Грузия раз за разом подтверждает свои реваншистские настроения по аннексии территории Южной Осетии. Наконец, тяжело потому, что в политической элите Грузии нет тех, кто смело, открыто готов заявить о сотрудничестве с южными осетинами как с равными. Они не понимают реальную ситуацию, которая сложилась не только в части Южной Осетии, но и в целом в Кавказском регионе.

Поэтому, к сожалению, налаживание каких-то контактов с Грузией пока практически невозможно. Хотя у нас ведутся так называемые «женевские дискуссии», бывают встречи на границе Грузии и Южной Осетии в рамках МПРИ, но в любом случае они не дают пока того эффекта, который бы хотелось видеть.

То, что нужно налаживать отношения с Грузией – это абсолютно очевидно для всех. Два соседа должны жить в мире и добре, но односторонними шагами Южная Осетия, конечно, этого не добьётся. Я думаю, что прежде всего нужна политическая воля руководства Грузии для того, чтобы признать, что Южная Осетия уже самостоятельное государство, независимое государство, и исходя из этого пытаться уже перейти на диалог равных и искать компромиссы в решении конкретных проблем.

Другое важное направление сотрудничества – с Абхазией. Вы плотно работаете с абхазскими политиками, часто бываете в Сухуме…

Абхазия для нас не просто дружественное, а братское государство. Конечно, мы хотим, чтобы в Абхазии было спокойствие, конечно, мы хотим, чтобы в Абхазии была стабильность, конечно, мы хотим, чтобы Абхазия развивалась в экономической сфере. Те отношения, которые веками складывались между Абхазией и Осетией, должны укрепляться и расширяться.

При этом мы должны понимать, что у нас разные подходы к взаимодействию с Россией. Абхазия видит себя как независимое государство. Южные осетины стремились и будут стремиться в состав Российской Федерации. Но, как бы там ни было, и для абхазов, и для южных осетин Россия является главным, стратегическим партнёром. Естественным. Потому что нет большей духовной близости, большей взаимосвязи для нас, чем с Российской Федерацией. Для Абхазии это тоже верно. То, что Россия – наш естественный стратегический партнёр, предполагает совместные шаги и совместную стратегическую работу.

В Южной Осетии в следующем году должны состояться президентские выборы. Как идет подготовка к ним? Сценарий политической дестабилизации Республике, по общему мнению, вроде бы не грозит. Но время от времени появляются слухи о каких-то неожиданных кандидатурах, выдвижение которых может негативно повлиять на ситуацию. Как Вы оцениваете эти риски?

Любой политический деятель, который стремится возглавить Республику, стать президентом, должен понимать, какую ответственность на себя взваливает.

Есть уже три президента Южной Осетии, которые это понимают и прочувствовали эту ответственность на себе.

Конечно, в ходе выборов мы многое увидим. Борьба есть борьба. Политическая борьба развивается по своим законам. Но политики, которые имеют большой политический опыт, должны хорошо осознавать, к чему ведут те или иные шаги.

На сегодняшний день ситуация в Южной Осетии такова, что любой политический деятель, который намеревается баллотироваться на пост президента, должен ясно и чётко понимать, к каким последствиям может привести и его участие, и его победа.

Политик, который хочет быть главой государства, должен прекрасно понимать, что происходило вчера, должен прекрасно понимать, что происходит сегодня и должен прекрасно понимать и знать, что может произойти завтра.

Самая главная задача – сохранить стабильность, сделать так, чтобы выборы прошли спокойно, чтобы не было никакого накала страстей, которые могут привести к конфронтации.

Чтобы была стабильность, чтоб не было никаких эксцессов, нам надо соблюдать закон. Если мы будем двигаться в фарватере требований Конституции и конституционных законов, то я думаю, что в Республике Южная Осетия выборы пройдут спокойно и народ выберет свой завтрашний день, своего завтрашнего президента, своего лидера.

Важным элементом сохранения политической стабильности в процессе подготовки и проведения президентских выборов является наша партия «Единая Осетия». Это крупнейшая политическая сила, которая реально работает на благо граждан. Парламентские выборы 2014 года показали, насколько большое доверие к ней со стороны избирателей. Кстати, у нас хорошие отношения с Общероссийским Народным Фронтом. Сейчас мы будем готовиться к президентским выборам и партия, несомненно, окажет серьезное влияние на их результат. Но все же самая важная наша задача – обеспечение будущего граждан Южной Осетии. Нам нужно сделать так, чтобы новый президент мог реализовать программу развития Республики.


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".