Статья
1641 20 декабря 2011 17:24

Инвестиции в Кавказ продолжатся

Владимир Путин на совещании по развитию СКФО в Гудермесе объяснил, почему необходимо продолжать инвестиций в Кавказ и чем опасны идеи отделения региона от России.

Прекращать инвестиции в развитие Кавказа нельзя, убежден премьер-министр РФ Владимир Путин.

Он категорически не согласен с теми, кто призывает прекратить выделять деньги на развитие СКФО.

Глава правительства на совещании напомнил, что такое предложение прозвучало в ходе его «прямой линии» с россиянами.

«Давайте задумаемся, что это значит. Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие республик, в создание новых рабочих мест? Но тогда молодые люди с Северного Кавказа будут еще в большем количестве переезжать в другие, прежде всего, крупные города, со всеми проблемами, которые это рождает», - сказал Путин.

«Что делать тогда? Гнать их? Но куда им деваться? Они будут пополнять бандформирования», - сказал премьер. В конечном итоге, по мнению Путина, все превратится в боевые столкновения. «Будет продолжаться братоубийственная война», - убежден он.

Что же касается идеи отделить Северный Кавказ от России, то такие предложения премьер и вовсе назвал  «дикими». «Если это произойдет, тут же, в эту же секунду, даже не час, а секунду, найдутся те, кто захотят сделать то же самое с другими территориальными образованиями России», - предостерег глава правительства.

По его словам, такой сценарий приведет к развалу страны. «Это будет трагедия, которая затронет каждого без исключения гражданина нашей страны», - убежден Путин, передаёт «Интерфакс».

В отношении дальнейшей поддержки региона премьер сказал, что программы по снижению напряженности на рынке труда на Северном Кавказе будут продолжены.

«Убежден, все наши проекты на Северном Кавказе мы, прежде всего, должны мерить таким критерием, как создание новых рабочих мест, а значит нужно формировать современную и эффективную структуру занятости, повышать спрос на квалифицированный труд, на предпринимательскую инициативу», - отметил Путин.

По его словам, «люди должны иметь возможность работать и честно, достойно зарабатывать у себя дома».

Согласно статистике, уровень безработицы на Северном Кавказе составляет порядка 14,4%. Вместе с тем в Ингушетии безработица составляет 48,9%, в Чечне - 27,2%, сообщил Путин. 

В связи с этим премьер упомянул такой инструмент, как программы содействия занятости населения, отметив при этом, что они дают неплохие результаты. 

«В 2012 году на территории СКФО мы продолжим реализацию программ по снижению напряженности на рынке труда, дополним их таким новым направлением, как подтверждение профессиональной квалификации граждан, которые ищут работу», - рассказал он.

На реализацию этих программ будут выделены необходимые средства из федерального бюджета. Однако Путин попросил лидеров субъектов федерации ускорить их подготовку.

«Наша основная задача - открывать рабочие места на месте, на Северном Кавказе, и здесь огромную роль может и должен сыграть малый и средний бизнес», - отметил премьер.

Традиции предпринимательства и стремление иметь свое дело, по мнению Путина, «традиционно очень сильны на Северном Кавказе». Грамотная реализация этого потенциала обязательно принесет плоды, считает премьер.

«Со своей стороны нам необходимо повысить эффективность поддержки предпринимательства, использовать для этого весь набор средств; нужно убирать все то, что мешает людям вести свое дело», - сказал он.

За последние несколько лет правительство существенно нарастило объемы финансирования малого бизнеса, в том числе в СКФО - со 175 млн рублей в 2005 году до 1,8 млрд рублей в 2011 году, напомнил Путин. 

По его словам, всего на поддержку малого и среднего бизнеса с 2005 по 2011 годы было выделено 65,4 млрд рублей, из них для СКФО - 5,2 млрд рублей.

«Прошу руководителей регионов в бюджетных программах на будущий год предусмотреть поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства как минимум не ниже уровня 2011 года. При этом особое внимание следует уделить работе микрофинансовых организаций и гарантийных фондов», - сказал премьер.

Как писали «Актуальные комментарии», накануне советник президента РФ, экс-лидер Ингушетии Мурат Зязиков заявил, что Северному Кавказу необходима новая экономическая политика (НЭП) и возвращение русскоязычного населения.

По его мнению, социально-экономическое отставание региона - явление временное.

Что касается проблемы занятости, то ее могло бы решить развитие туризма в регионе, считает Зязиков.

Большие надежды с развитием туризма в СКФО связывает президент РФ Дмитрий Медведев.

По данным полпреда президента РФ в округе Александра Хлопонина, очевидна позитивная динамика социально-экономических показателей региона за первое полугодие 2011 года.  По его словам, на 1 июля 2011 года по сравнению с 2010 годом уровень регистрируемой безработицы снижен на 23%.

Комментарии экспертов

В принципе, я согласен с Владимиром Путиным, что нужно инвестировать в российский Кавказ. При этом я бы не употреблял выражение «кормить Кавказ». Речь идет об инвестировании в российский Кавказ, в республики Северного Кавказа. Но я не совсем понял аргумент, что если этого не делать, то молодые люди пойдут в крупные города и будут там что-то такое творить. Если это такие молодые люди, что либо им давать деньги, либо они с оружием в руках или с кулаками куда-то пойдут, то нужно помимо инвестиций принимать некие другие меры, как мне кажется. А то получится плохой пример для других, ведь довольно быстро усваивается такой инстинкт: либо нас содержат, либо мы будем творить что-то непотребное.

Но то, что ситуация на Северном Кавказе, да и вообще на Кавказе довольна сложная, и если Россия не будет заниматься этим регионом специально, помимо прочих своих дел, то там могут наступить всякие неприятные события – это факт.

Очевидно и то, что курс на развитие экономики Северного Кавказа входит в национальные интересы страны. Там большая безработица, серьезные разрушения в ходе разных конфликтов, прежде всего, 90-х годов, и теперь нужно Кавказ восстанавливать, чтобы население успокоилось.
 

Действительно, мнение о том, что инвестиции в Северный Кавказ не имеют смысла, распространено в обществе, и федеральные власти с завидным постоянством пытаются переломить эту ситуацию. Очень показательно, что вместе с принятием программы, действительно масштабной и дорогостоящей - программы по развитию регионов Северокавказского округа - предпринимаются и усилия по изменению негативного имиджа этого региона в глазах остальной части России. И это очень важная работа с точки зрения поддержания стабильности в долгосрочной перспективе.

Конечно, нельзя ждать быстрых результатов в этой сфере, общественное сознание и стереотипы меняются очень медленно. Негативное отношение у многих остается и будет оставаться еще в течение долгого времени, но ведется работа в направлении того, что Россия состоит из разных частей и разные диаспоры в нашей стране могут и должны жить в мире и согласии. Постепенно эта работа даст свои плоды.

А с точки зрения экономики, абсолютно закономерно, что центр не будет отказываться от прекращения финансирования Северного Кавказа, поскольку работа там идет, и есть уже первые результаты. Самый лучший пример – Чечня. Там был достигнут наиболее видимый результат в социально экономическом развитии.

Где-то в северокавказском регионе изменения большие, а где-то не очень. Где-то в силу внутренних проблем ситуация остается очень сложной, например в Дагестане, здесь центр не все может решить из Москвы. Но в целом, создание рабочих мест непосредственно в этих регионах - это в том числе, и работа над тем, чтобы люди так массово не уезжали из этих республик, и миграционная ситуация была бы более стабильной. Потому что, в ряде регионов действительно возникает напряженность зачастую из-за того, что они не справляются с миграционными потоками.

Здесь вполне закономерна политика центра, я думаю, что она получит продолжение.
 

Убежден, что  формулировка «Хватит кормить Кавказ» - неправильная. Правильнее  было бы  говорить: «Хватит кормить кавказские кланы». До простых людей большая часть тех денег, которые выделяются, просто физически не доходит. Более того,  ходят слухи, что часть тех денег, которые выделяются федеральным центром  и разворовывается местными так называемыми элитами, идет на откуп от боевиков. То есть, получается, что частично на федеральные деньги подпитывается еще банд-подполье, которое этих вороватых чиновников просто-напросто шантажирует угрозой физического уничтожения.

Поэтому я думаю, что главное, что надо сделать -  выделять деньги целевым образом и жестко контролировать их расходование. Во-вторых, нужно  менять всю коррупционную атмосферу, когда коррупцией и взятками прописано буквально все. И на самом деле, я думаю, что Кавказу надо дать возможность кормить себя самому. А для этого надо создать условия. Нужно положить конец ситуации, когда чуть ли ни единственным прибыльным бизнесом является освоение федеральных денег. А открытие просто нормального частного бизнеса натыкается на такое количество поборов со стороны местных чиновников, правоохранителей и т.д., что становится просто нерентабельным.

Быстро это сделать невозможно. Но важно понять, что обмен с кавказскими элитами по принципу -  мы вам деньги, а вы нам спокойствие и высокий процент на выборах – уже не работает. Высокий процент на выборах получили, но спокойствия почему-то там мы не видим. А видим как раз на самом деле, что практически все кавказские республики горят, стабильность только снится. И, соответственно, необходимы другие способы управления этим регионом. Заваливать его деньгами – это все равно, что лить бензин в костер.
 

 «Хватит кормить Кавказ» - это популистский омерзительный лозунг, с которым выступают силы, которые хотят разрушить страну, разрушить ее федерацию и повторить 91-й год. Во многом это либеральные мутации 91-го года, которые хотят реванша. Крайне правые экстремистские силы сливаются с либералами в едином порыве, в этом лозунге.

Проблема Кавказа не в том, что его сильно кормят, хотя коррупционная составляющая есть. Но она есть везде по всей стране. В Москве коррупционная составляющая все годы превосходила любой кавказский регион.

На самом деле  многие  проблемы связаны с тем, что законы в Российской Федерации исполняются крайне плохо. На это неоднократно обращали внимание и президент, и премьер. Приведу конкретный пример. Мы говорим о создании рабочих мест на Кавказе. Возьмем Ставропольский край Нефтекумский район. С начала 20 века 30-х годов постановлением на уровне Совета народных комиссаров, потом разных верховных органов Советского Союза дагестанцы имели право выгонять скот на пастбища Нефтекумского района. Речь шла о тысячах голов скота. В основном это даргинцы из прилегающих районов Дагестана. Но в этом году  власти Нефтекумского района при попустительстве руководства Ставропольского края, а то и при прямом подталкивании к этому, разрывают в одностороннем порядке договора, по которым эти земли передавались под выпасы дагестанцам. Это давало работу огромному количеству людей. Но они передают земли в аренду каким-то людям из Ставропольского края. А те уже предлагают дагестанцам субаренду. Цена взлетает, срок договора – один год. То есть, таким образом, получается, что не какое-то абстрактное кавказское коррупционное, а вполне конкретное руководство Ставропольского края потакает криминальным действиям.  Ситуация эта достаточно типичная.

И у меня вопрос -  кто вокруг Кавказа выстраивает стену отчуждения и стену конфликтов? Я считаю, что власти Ставропольского края сегодня создают конфликтные ситуации на границах с Чечней, с Дагестаном, с другими северокавказскими республиками. Почему это делается? Зачем сознательно выставляются памятники русским генералам,  которые когда то расстреливали кавказцев?  Зачем ставить памятники генералу Зассу, которого черкесы называют своим убийцей и т.д.

Причем, когда я общаюсь с казаками, они  говорят, что у них нет проблем с кавказскими народами. Они говорят, что  мы можем договориться обо всем, об использовании земли, об использовании воды, об использовании пастбищ, о совместном распределении средств, о том, что между нами будет мир и порядок и все такое прочее. Кто мешает? Мешает в целом коррумпированная криминальная система государственной власти, которая, к сожалению, не может обеспечить исполнение законов, а зачастую, как мы показали на примере Ставропольского края, сознательно эти законы попирает.

На это накладывается в некоторых регионах ситуация, которая является наследием 90-х годов. В девяностые годы, в частности в Дагестане Магомет Али Магомедов, тогда председатель Госсовета Дагестана, чтобы спасти республику от гражданской войны создал, условно говоря, ситуацию этнического кормления.  Различные национальные движения фактически получили долю:  кто-то кормился с рынков, кто-то кормился с нефти, кто-то с пенсионного фонда. Эта ситуация привела к созданию в Дагестане этноэкономических групп. Я избегаю слова «криминальные», потому что это слово надо доказывать в суде. По крайней мере, этнические группы оказались связанными с экономикой, с секторами кормления за счет определенных сегментов экономики, что, естественно, не нормальная ситуация. Получается, если вы не принадлежите к какому-то этносу, то вам уже трудно вложить свои средства в тот или иной, даже образовательный сегмент. Там, журналисты закреплены за одними, ученые - за другими. Фактически так вот сложилось. И это все очень трудно ломать. И может быть, ломать это и не надо, надо по-другому к этому относиться, модернизировать. Но это не имеет отношения к так называемому кормлению Кавказа. Кавказ никто не кормит. Это абсолютно лживый фашистский лозунг, либерал-фашистский.

Кавказ – место, где расквартированы самые большие, самые боеспособные части сухопутных войск российской армии. В Чеченской Республике у них нет никаких проблем с местным населением. Об этом расскажет сегодня любой, кто там служит.

У вменяемых людей военных, не военных, русских, не русских, нет проблем между собой. Эти проблемы создаются искусственно. Эти кланы, которые участвуют в коррупционных сделках, которые в некоторых районах Кавказа применяют террор.  В качестве примера можно привести  убийство Хаджимурада Камалова -  журналиста, общественного деятеля, который был застрелен на пороге редакции. Во многих регионах пуля является способом разрешения экономических и политических споров.

В целом, Кавказ нуждается в системной - не просто государственной, а общественной политике. Мы выступили с инициативой общекавказского гражданского форума, который уже поддержали президент Республики Дагестан, президент Чеченской Республики, президент Республики Ингушетия. Поддержали  идею во всех регионах. Мы считаем, что Общекавказский гражданский форум  должен стать важнейшим инструментом формирования общественной повестки дня, связанной с экономическим развитием, социальным развитием, противодействием коррупции, защитой прав журналистов, защитой и развитием конституционных  прав на Северном Кавказе. Никакая власть, ни силовая, ни экономическая сама по себе, без поддержки общества, без вменяемых, внятных отношений с обществом ничего сделать не может.

Никакие молодежные лагеря, на которых собирают людей и говорят, какие вопросы надо задавать гостям, не могут решить вопрос  взаимоотношения власти и общества на Кавказе.  Пока мы проигрываем на общественных площадках, в информационном поле.
.
По Северному Кавказу власть так и не создала единого информационного поля. В то время, как Первый информационный Кавказский канал, созданный в Грузии,  смотрят по всему Кавказу, и он имеет журналистов во всех республиках. Причем, эти журналисты – никакие не враги России. Я  знаю журналистов по регионам, это люди, занимающие общественную позицию, люди, любящие свои народы, свои регионы и вменяемые журналисты. Я не говорю про саму редакцию или вдохновителей этой идеи.  Речь идет о журналистах, которые работают. У них нет ненависти к России, неприязни к Кавказу. А федеральная власть проигрывает, тормозя развитие общественных связей на Кавказе. Я считаю, что наша идея Общегражданского Кавказского форума будет прорывной. Надеюсь, что высшая власть России, которая сейчас существует или будет после марта, поддержит эту идею, не будет ей препятствовать, несмотря на то, что ей будут препятствовать отдельные силовики, и отдельные местные региональные элиты.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".