Статья
28 Июля 2010 0:00

Инвестклимат восстанавливается

Проблемы инвестиций оказались вновь в центре внимания руководства страны. Накануне прошло заседание комиссии по модернизации, посвященное венчурному инвестированию. Однако венчурный капитал - это лишь часть инвестиционных потоков, которые могут направляться как извне, так и из внутренних источников. Для притока капитала нужен благоприятный инвестиционный климат. 

На одном из заседаний комиссии по модернизации президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что в настоящее время перед Россией стоит двуединая задача: «с одной стороны, надо сформировать благоприятный инвестиционный климат в целом и решить предметные задачи в сфере высоких технологий, работая адресно, точечно. С другой стороны, нам необходимо определиться с перечнем стран - ключевых технологических партнеров, с которыми мы будем тесно работать».

Он добавил, что необходимо координировать и действия по привлечению инвестиций, в том числе для создания в России R&D центров ведущих технологических компаний мира и продвижения российской продукции и услуг на мировых рынках.

«Нам надо создавать высокотехнологичное производство, чтобы стать конкурентоспособными. В первую очередь благодаря интеллектуальным ресурсам», - добавил Дмитрий Медведев.

Эксперты оценивают инвестиционный климат в России как вполне приемлемый. Проблема скорее заключается в отсутствии привлекательных объектов для инвестиции внутри страны, а не в нехватке самих средств.
 

Комментарии экспертов
<p>Политические риски в оценке инвестиционного климата -  это нестабильность, связанная с экстремальными изменениями в политической системе. В этом смысле Россия конца 80-х и начала и середины 90-х была несравненно более рискованной для инвестиций страной в политическом отношении. Собственно, объём инвестиций это показывал. Те, кто вкладывают деньги, не голосуют на выборах – они голосуют деньгами. Приток капитала в Россию, который произошёл в первом десятилетии XXI века, показывает, что тот политический режим, который существует в это время, для инвесторов благоприятен.</p>
<p>Кстати, в тех условиях, в которых возможно было действовать, далеко не самых благоприятных, как раз власти сделали, с моей точки зрения, максимум возможного. Условия стали достаточно предсказуемыми, власть – единой, и меры по облегчению инвестиций на политическом уровне предпринимались регулярно. С приходом Медведева они продолжают предприниматься в ещё более интенсивном режиме.</p>
<p>Есть риски другого рода, и они очень существенны. Прежде всего, это риски коррупции. Они высоки. Поскольку экономика выросла за это время, то вырос и объём коррупционных претензий. Есть риски непрозрачности принятия решений. Есть риски, связанные со слабой конкуренцией. Есть риски, связанные с административными барьерами. Но это риски не политического характера. С политической точки зрения, как мне кажется, страна достаточно благоприятна для инвестиций.  </p>
<p>Проблема 2012 года не является проблемой. Это вопрос: кто из деятелей тандема станет президентом в 2012 году? Это вопрос, ответ на который возможен в рамках нынешней парадигмы, в рамках нынешней политической системы и не предполагает никаких значимых потрясений. </p>
<p>Мне кажется, что политическая система стабилизировалась на достаточно длительную перспективу. Развиваются национальные демократические институты, совершенствуется политический режим. Риски есть, их немало, их надо искать, прежде всего, не в политической, а в бюрократической плоскости.<br />
 </p>
<p>Главный критерий инвестиционного климата – показатель субъективной прибыли, взвешенной по рискам, сопоставление этих показателей по схожим экономикам. Не случайно возник БРИК – огромные экономики, куда можно вкладывать средства. Россия была очень привлекательным инвестиционным рынком, здесь существовали источники вложений с очень высоким уровнем прибыли. По отношению к рискам уровень прибыли был довольно большой. </p>
<p>Источником инвестиции были сектора стратегически важные – нефть и газ. Потом выяснилось, что Россия представляет много направлений для вложений. Сейчас Россия возвращает себе звание очень привлекательного рынка, т.к. по финансовым показателям РФ показывает выдающиеся результаты. А политические риски в данном случае совершенно несущественны.</p>
<p>Показатели политических рисков высчитываются очень просто: берутся ставки по кредитам внутри страны, делятся на инфляцию и сопоставляются со ставками по кредитам в другой стране. Если посмотреть ставки по кредитам в России и ставки по кредитам на Западе, поделённые на инфляцию, то оценки политических и других рисков в России рассматриваются как малозначимые.</p>
<p>В этом смысле политические риски в оценке Запада невелики. Макроэкономические оценки очень приличные. Конечно, есть проблемы с коррупцией и административными барьерами, но для больших проектов это не очень существенно. Они всё равно большие и долгие, всё равно решаются в любой стране мира на уровне высокого руководства. Так что всё равно нужны люди, которые туда проложат дорогу. Издержки на коррупцию не сильно значимы, поскольку проекты большие.</p>
<p>А поскольку цена на углеводороды и вообще на сырьё опять повысилась, привлекательность специфических российских проектов существенно возросла, и в этой макроэкономической ситуации очень выгодны инфраструктурные проекты. Плюс, достаточно быстрый рост уровня жизни. Соответственно, спрос и проекты, ориентированные на внутренний рынок, хорошо, тем более что сейчас вступил в действие Таможенный союз, и речь идёт уже не о 140, а почти 200-миллионом рынке.</p>
<p>С моей точки зрения, проблемы внешних инвестиций не сильно значимы и даже преувеличены.. Да, хорошо бы снизить административные барьеры.</p>
<p>С моей точки зрения, надо заниматься стимулированием внутренних инвестиций, поскольку избыточная ликвидность, граждане несут и несут деньги в банки, строительство пока стагнирует. Вот здесь я бы занялся. Если раскрутятся внутренние инвестиции, то можно будет говорить и о том, чтобы использовать такой инвестиционный ресурс, как часть золотовалютных резервов, которые опять приближаются к 500 миллиардам.</p>
<p>Такой объём заведомо излишен, и можно было бы убеждать наши консервативные финансовые власти, что дайте миллиардов 100 взаймы ВЭБу, а он их раздаст в виде инвестиционных ресурсов банкам или напрямую ЦБ положит часть золотовалютных резервов на депозиты, как это было в кризис, даст в виде субординированных кредитов банкам.</p>
<p>Но пока это невозможно, потому что российская экономика плохо осваивает избыточные инвестиции. Сейчас в банках налицо избыточная ликвидность, банки увеличивают кредитование, но пока российская экономика не очень абсорбирует большие объёмы инвестиций. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".