Статья
24 Июня 2010 0:01

Ислам после коммунизма

<p>Пересмотр сформированных рамок, заставляющих противопоставлять имперскую политику и становление наций, а в советской модернизации видеть лишь репрессивный режим.</p>
Комментарии экспертов
<p>Любая книга, стремящаяся стать историческим трудом, вынуждена лавировать между двумя крайностями — стать узкоспециализированным изданием, доступным к понимаю лишь несколькими учеными, что отрицательно скажется на объемах продаж, или же вобрать в себя весь базис описываемой науки и превратиться в сочинение, отпугивающее потенциальных читателей своим объемом, что также вредно для коммерческой деятельности. В итоге издателям приходится идти на всевозможные ухищрения, смешивая в один коктейль под броским заголовком статьи, отрывки монографий и переводы, или же обращаясь к трудам ученых-популяризаторов, полагающих, что возможность додумывать самому привлечет читателя и вообще оживит повествование. Разумеется, и такие книги небесполезны: разрозненные исторические факты могут или уложиться в головах читателей во что-то стройное, или же остаться в памяти забавными историческими анекдотами — в любом случае, удовольствие от чтения Вам гарантировано.</p>
<p>К сонму вышеописанных произведений относится книга «Ислам после коммунизма» Адиб Халида. Однако, помимо различной степени увлекательности тем становления ислама в Средней Азии и на Ближнем Востоке, можно выделить и несколько дискуссионных моментов (до конца они, впрочем, не раскрываются, но ведь всегда можно найти ещё одного жаждущего общения читателя): во-первых, злоупотребления эссенционализмом ислама, то есть оторванность его от того, региона, где в древности были пущены ростки этой в высшей степени неприхотливой религии. Данный подход, по мнению автора, характеризует узколобую позицию США и западного мира в целом, а также служит оправданием лишний раз пошвырять бомбы. Между тем, обособленного, кристаллизованного, «правильного» ислама со всей его патетичной риторикой об очистке Земли от неверных, не существует — разве что в пропаганде пакистанских инструкторов на афганских базах, оплаченных деньгами Саудовской Аравии, прчием этот миф активно поддерживается и западной пропагандой, для которой наличие носителей сего незамутненного знания на какой-либо области — это предлог немедленно ввести туда войска.</p>
<p>Вторым немаловажным тезисом является суждение об оторванности религии от повседневной жизни и широко распространенная практика создания системы, при которой постулаты шариата перерабатывались в управленческие фетвы, к вящей радости охранителей ислама, а по-совместительству и правителей государств. Эклектичность исламского права, фикха, основанного как на толкованиях Корана, так и на особенностях традиционного уклада доисламского периода того или иного народа, позволяло сделать страну куда более светской, чем это представлялось европейскому сознанию. Искусство толковать Коран, танзимат, оставалось уделом немногих образованных мужей, в то время как правящая элита, являющаяся преимущественно военной аристократией, обретшей власть в войнах с братьями-мусульманами, обращалось к нему в исключительных случаях. В доказательство тезиса автор приводит пример созданного исламскими правоведами труда «Правила поведения государей», который явился следствием такого взаимовыгодного сотрудничества, и, основываясь на подобной практике, делает вывод о завышенной роли ислама в политике среднеазиатских государств.</p>
<p>Реабилитация ислама в глазах западных читателей, была, как ни странно не единственной целью книги, поскольку в следующих главах автор активно защищает и коммунизм, как оказавший позитивную роль на развитие и религии, и описываемых регионов в целом, и если теологическая книга ещё может претендовать на какое-то место на Вашей книжной полке, хотя бы ввиду нестандартного подхода к проблематике, то красная пропаганда, маскирующаяся под историко-религиозный труд — это уже слишком...</p>
<p>В итоге мы получаем произведение из старой советской серии «По следам басмачей» с теологическим уклоном  и кратким экскурсом в историю  феодальных отношений, становления и крушения социализма в Средней Азии, с лихвой разбавленной антизападной пропагандой. Целевую аудиторию подобной книги представить трудно, но, как было сказано, выше, вдумчивый читатель что-то для себя и почерпнет – хотя бы обновит словарный запас в области исламского права…</p>
<p>Халид А. "Ислам после коммунизма: Религия и политика в Центральной Азии", М.: Новое литературное обозрение, 2010. — (Серия "Библиотека журнала "Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре"). — 304 с.</p>
<p>Книга приобретена в магазине "Фаланстер"</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".