Статья
942 10 июля 2012 10:28

Исламистский контроль

Конец июня 2012 года прошел под знаком определения политического будущего Египта. 24 июня избирательная комиссия арабской республики официально огласила результаты второго тура президентских выборов, состоявшегося 16-17 июня. Их победителем был признан Мухаммед Мурси. Кандидат от радикального исламистского движения «Братья-мусульмане» получил 51% голосов. Его оппонент, бывший премьер-министр Египта Ахмед Шафик был поддержан 48% избирателей. Явка в ходе второго раунда голосования превысила 50%.

Победа Мурси означает, что египетские исламисты получили контроль над постом президента с ограниченными полномочиями. Формально после официального вступления в должность кандидат от «Братьев-мусульман» станет главным политическим игроком арабской республики. В его руках окажутся полномочия по определению общего вектора политического и экономического развития страны.

В то же время на практике абсолютной полноты власти, особенно в том объеме, который был у прежнего президента страны Хосни Мубарака, у Мурси не окажется. 17 июня исполняющий полномочия временного правительства республики Высший совет Вооружённых сил (ВСВС) пошел на ряд знаковых решений. Они серьезно изменили систему управления Египтом. На основании инициатив ВСВС президент утратил большую часть своего функционала в пользу правительственных органов. Теперь он является не столько реальным руководителем органов власти, сколько их формальным куратором с весьма ограниченными полномочиями. Одновременно военные взяли на себя функции законодательной власти. Ещё перед вторым туром президентского голосования они санкционировали роспуск парламента. Новый профиль власти с резко усилившимся правительством будет определен только после принятия конституции и проведения новых парламентских выборов.

Ограниченность возможностей Мурси заставляет «Братьев-мусульман» искать компромисса с военными. В текущих условиях ВСВС способен заблокировать как утверждение новой редакции основного закона страны, так и определение состава парламента. Также Высший совет ВС может сколь угодно долго оставаться в статусе высшей исполнительной и законодательной власти. А без конституции, парламента и правительства президент будет выступать сугубо декоративной фигурой, который лишь протокольно исполняет свои полномочия, но не правит. Такой сценарий для «Братства» не приемлем. Но идти на открытое столкновение с военными они не могут. Армия и правоохранительные органы сохраняют лояльность ВСВС во главе с Мохамедом Хуссейном Тантави. Остается лишь компромиссный сценарий, подразумевающий возможное разделение властных полномочий между военными и исламистами.

Для России перипетии политической борьбы в Египте принципиального значения не имеют. Арабская республика с 1970-х годов ориентируется на США и Израиль. Причем лояльность Каира Вашингтон поддерживает предоставлением существенной военно-технической помощи. Действующие египетские игроки выходить из такой системы связей не намерены. Для военной элиты сотрудничество с США представляется краеугольным камнем внешней и оборонной политики. Исламистам же разрыв текущих связей с Америкой не удобен по экономическим и имиджевым соображениям. Более того, «Братство» уже успело установить доверительные контакты с Вашингтоном. Не случайно, что Мурси уже в своей первой речи после избрания пообещал соблюдать международные договоры, подписанные прежним руководством страны. Как следствие, разыграть фактор изменений в политическом руководстве республики Москва в своих интересах не сможет.

Максим МИНАЕВ, Центр политической конъюнктуры

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".