Исламское искусство и духовность
Традиция альтернативного взгляда на мир или материальная религия в понимании философа.
Ислам всегда ассоциировался у европейцев с непонятными ему ограничениями, которые накладывает на себя мусульманское общество вместо того, чтобы способствовать развитию индивидуума. Квитэссенцией же такового стало западное искусство, как способ противопоставления мира Внутреннего миру Внешнему.
Книга Сейида Хоссейна Насра «Исламское искусство и духовность» позволяет по-новому взглянуть как на искусство исламских народов, так и на сапозиционирование мусульманина в мире. Фактически это книга ни о стихосложении и архитектуре, хотя подробный разбор наиболее ярких образцов зодчества и литературы имеет место быть, но о такой Свободе, какая и не снилась самому продвинутому европейцу.
Окружающий мир, пишет Наср, есть отражение божественной сущности Единого, и априори ближе к Единому, чем любое рукотворное произведение. Однако, вдохновение мусульманин черпает из надличностой мудрости, идущей в конечном счете также от Него, потому создание произведений — есть многократное копирование изначального божественного замысла (девственной природы) через призму вдохновленного Аллахом правоверного.
А это в свою очередь означает отсутствие каких-либо канонов и ограничений, возможность творить в гармонии с собой, оставаясь при этом в полной уверенности, что создаваемое угодно Богу, т.е. полет для деятельности таков, какой и не снился христианским иконописцам...