Статья
1363 25 июня 2012 16:52

Испанские банки просят помощи

Испания в понедельник официально обратилась к Евросоюзу с просьбой предоставить ей помощь в размере 100 миллиардов евро для рекапитализации банковского сектора, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на MarketWatch.

Министр финансов страны Луис де Гиндос направил соответствующее письмо президенту Еврогруппы Жан-Клоду Юнкеру.

Де Гиндос отмечает, что запрашиваемая сумма будет достаточна для того, чтобы покрыть потребности финансовых институтов страны в капитале, а также создать дополнительный «запас прочности».

Предполагается, что средства ЕС будут направлены в испанский фонд поддержки банков, который распределит помощь между финкомпаниями.

Меморандум о взаимопонимании между ЕС и Испанией будет готов до 9 июля и может обсуждаться уже на следующем заседании Еврогруппы, отметил Де Гиндос.

Испанские банки оказались в центре экономического кризиса в стране и несут значительные убытки в результате краха рынка жилья. В соответствии с оценкой независимых аудиторов, потребности испанских банков в дополнительном капитале составляют до 62 млрд евро. 

Напомним, как уже писали «Актуальные комментарии», ранее министры финансов зоны евро призвали Испанию обратиться с официальной просьбой о финансировании рекапитализации испанских банков. Об этом в минувший четверг заявил Жан-Клод Юнкер.

После поступления официальной просьбы может быть выдан мандат Еврокомиссии и Европейскому центральному банку на обсуждение с Мадридом меморандума о согласии, который предусмотрит размер финансовой поддержки банковского сектора и условия по плану его реструктуризации. МВФ окажет техническое содействие и обеспечит регулярный контроль, уточнил глава Еврогруппы.

Заместитель председателя Европейской комиссии Олли Рен, который курирует вопросы финансовой политики, приветствовал официальное обращение Мадрида за финансовой поддержкой к странам еврозоны для рекапитализации своих банков.

Рен в своем заявлении в понедельник сообщил, что дал указание аппарату Еврокомиссии провести подробную оценку состояния банковского сектора Испании и его потребностей в поддержке, а также сформулировать необходимые политические условия для предоставления помощи. Эта работа ведется во взаимодействии с международными и европейскими финансовыми институтами.

«Я уверен, что мы договоримся о Меморандуме о взаимопонимании в ближайшие недели, чтобы сразу приступить к мероприятиям по реструктуризации», – заявил чиновник, отметив, что реструктуризация банков должна укрепить доверие к испанской экономике и восстановить надлежащий доступ населения и предприятий к получению кредитов.

Между тем, Международное рейтинговое агентство Moody's планирует объявить сегодня о существенном снижении рейтингов ряда испанских банков, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на газету Expansion.

По данным источников газеты в банковских кругах, Moody's объявит об ухудшении рейтингов после закрытия американских рынков.

Рейтинги большинства испанских банков попадут в категорию спекулятивных, этой участи избегут лишь крупнейшие банки, в том числе Banco Santander SA, Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA (BBVA) и CaixaBank SA, отмечают источники.

В мае Moody's уже понизило рейтинги 16 испанских банков. 

Комментарии экспертов

Прежде всего, надо понимать, что ситуация в Испании и Италии серьезно отличается от того, что происходит в Греции. Все-таки объем греческого долга незначителен. Точнее, он большой, но все же не столь велик, как у Италии, у которой только в начале года насчитывалось один и девять триллионов евро долга. Похожая ситуация с Испанией. Это крупные экономики, и их падение по сравнению с Грецией будет ощущаться гораздо сильнее. Сейчас будет важна стратегия спасения. 

Если долг Греции можно было просто выкупить (что в принципе частично и произошло) и стабилизировать частные заимствования, то сделать это с долгом крупных экономик крайне сложно. Соответственно и формы спасения Италии и Испании будут иными. 

Мадрид попросил денежные средства прежде всего для стабилизации финансовой системы. По некоторым данным, это около 100 миллиардов евро. Причем разные аналитики, разные источники по-разному оценивают. Некоторые считают, что этого будет недостаточно и нужно еще будет сверху добрать порядка 50 миллиардов, то есть понадобится 150 миллиардов. Также предполагается, что этих денежных средств как минимум хватит до 2013 года. Тем не менее любая проблема в этой сфере произведет эффект карточного домика. 

Германия - основной локомотив европейской экономики. На самом деле, ее вполне устраивает ослабление курса евро и, соответственно, увеличение экспорта немецких товаров. Так вот, с одной стороны, Германия не хочет нести роль спасителя всей Еврозоны (так как у себя придется увеличивать налогообложение), с другой стороны, она  заинтересована в том, чтобы негативная ситуация достаточно долго продолжалась.

Поэтому имеют место попытки усилить переговорные позиции в преддверии выделения денежных средств. Германия заинтересована в том, чтобы спасти Испанию, но спасти ее с наименьшими затратами. 

Поэтому мне представляется, что в ближайшее время именно борьба за размеры и объемы финансовой помощи станет ключевым элементом европейских новостей. Я полагаю, что для Европейского союза выгоднее выведение неэффективных членов, чем попытка продлить агонию самой организации путем усугубления долгосрочного кризисного тренда. 

Поэтому выход Испании может быть, в принципе, положительным фактом для Европейского союза. Кстати, для Испании тоже. Потому что это позволит ей использовать финансовые механизмы и эмиссию денежных знаков национальной валюты для того, чтобы ослабить бремя кризисного времени на собственном рынке.  

К сожалению, общая нарастающая волна финансового кризиса, а также серьезные политические проблемы внутри Евросоюза могут привести к серьезным, довольно тяжелым последствиям для мировой экономики в целом. 

После прихода к власти во Франции социалистов, экономическая ситуация там должна в значительной степени ухудшиться. И в этой ситуации Германия будет сталкиваться с новой для себя позицией не просто одного из основных, но единственного основного донора Евросоюза, который будет платить намного больше, чем все остальные.

Понятно, что политически это вряд ли может устроить Германию. И в долгосрочном плане, очевидно, придется принимать существенные решения, изменяющие сложившуюся практику принятия решений в Евросоюзе, еврозоне и в целом внутри тех экономических и политических альянсов, которые затрагивают страны Западной Европы. 

И интересы Соединенных Штатов Америки в значительной степени диктуются приближающимися американскими президентскими выборами, поэтому администрация Обамы, конечно, заинтересована в том, чтобы особых проблем с долларом в ближайшие месяцы не возникало. 

Вместе с тем у администрации Обамы есть еще проблемы, связанные с Сирией и Ираном. Как бы то ни было, все эти факторы в значительной степени сказываются на том, что происходит в Европе. 

Что касается Испании, где ситуация и политическая, и социально-экономическая довольно тяжелая (мы помним недавние выступления, причем весьма активные, испанских граждан), все это может привести к серьезной дестабилизации в зоне евро и к значительным тяжелым последствиям. 

Причем когда Греция начинала процесс в Европе, она находилась в каком-то смысле в привилегированном положении, потому что была первая и на тот момент единственная. Но теперь, когда понятно, что размеры той помощи, которая необходима сразу нескольким странам еврозоны, в значительной степени превосходят первоначально ожидавшиеся, проблемы могут быть куда серьезнее. И все это на фоне очередной волны кризиса. 

Предсказать сейчас течение событий вряд ли кто-нибудь сможет, но то, что потребуются значительнейшие политические усилия для урегулирования этой ситуации, - это очевидно. 

Размер помощи Испании был заявлен предварительно. Было названо 100 миллиардов евро. В любом случае ясно, что она не будет рекордной цифрой помощи за историю человечества. Вопрос в другом. 

В реальном измерении с учетом инфляции уже оказывались очень серьезные объемы помощи. Можно вспомнить кризис 1997-98 годов, когда получателями помощи выступал целый ряд стран, от Индонезии до Южной Кореи, от Бразилии до России, и т.д. Поэтому само по себе событие череды кризисов не является чем-то новым. 

Что касается эффекта домино – так он уже идет, потому что начиналось все, как мы помним, с Исландии, Ирландии, потом Греция, теперь Испания. Поэтому, наверное, можно было уже предположить, что пойдет дело и дальше. 

Но за Испанией, которая является четвертой страной по увеличению экономики в еврозоне, стоят уже три крупнейшие экономики: Италия, Франция и Германия. Германии, я думаю, такие проблемы не грозят, а Италии и даже Франции уже была масса предупреждений со стороны рейтинговых агентств, поэтому, в действительности, угроза очень серьезная. 

Другое дело, что во многом это рукотворное явление, и те же самые рейтинговые агентства играют исключительно неблагоприятную роль в развитии этого кризиса. Мы знаем, что сейчас они постоянно, - то ли во исправление ошибок своих предыдущих лет, когда их упрекали в неоперативности изменения рейтинга, то ли по злой воле, - но участвуют в процессе глобального обвала. 

Поэтому, это очень серьезная и большая проблема. И если учесть, что все три главных рейтинговых агентства являются американскими по прописке, то в общем возникает искушение видеть за всем этим своего рода финансовые войны между Соединенными Штатами и Европой.  

Считаю, что эта версия – одна из базовых для объяснения того, что происходит сейчас. Мы видим, что на предыдущей неделе целый ряд изданий в Европе подвергли самой, что называется, уничижительной критике Германию за ее недостаточно активные действия по решению европейского кризиса. Была статья Мануэля Рубинни и Фергюссона в «Шпигеле», была статья в британском издании «Нью Стейтмент». Все авторы развивают один и тот же тезис, что происходящие события напоминают времена Великой депрессии и прихода к власти в Германии фашистов.

Вообще говоря, попытка запугать Европу и мотивировать Германию этими антифашистскими рассуждениями - это хорошо спланированная кампания. Иначе говоря, Германия вновь, уже не первый раз в истории, должна пойти на некие репарации, контрибуции, чтобы спасать Европу, и каждый раз для Германии это все оборачивалось очень неблагодарными последствиями. 

Одновременно, в эти же дни президент Германии, который является фигурой во многом номинальной, в данных обстоятельствах выступил фигурой решающей. Он не ратифицировал очень важные документы, связанные с оказанием помощи Германией в рамках европейских обязательств, и мотивировал это тем, что вопрос должен решить Конституционный суд Германии, поскольку существуют определенного рода опасения, что происходящее спасение Европы за счет Германии противоречит конституции Германии. 

Это действительно серьезный кризис. Потому что выход Греции из еврозоны и даже выход Испании мог бы сам проект евро за собой на дно не утащить, все равно были бы какие-то шансы его спасти. Но если в Германии Конституционный суд и другие атрибуты законодательной демократической процедуры позволят поставить под сомнение саму идею спасения Европы за счет Германии, то это будет означать, что фактически сама Германия выходит из процесса европейской интеграции, ставит на нем крест или, по крайней мере, говорит всем остальным: ребята, теперь мы играем по нашим правилам. И это действительно очень серьезная коллизия. 

Как мы видим, из-за океана на Германию давят, чтобы она оплачивала все издержки европейского кризиса, хотя она в этом кризисе не виновата, а в самой Германии при этом растет возмущение населения и в адрес Греции и скептицизм в отношении будущего еврозоны. Мы действительно присутствуем сейчас при очень важной смене или по крайней мере при важном выборе.

Такая точка бифуркации, в которой дальнейшая судьба развития, я не побоюсь этого слова, глобальной экономики и даже, может быть, международных отношений решается именно здесь и сейчас. Будет ли Европа единой, будет ли Германия играть свою собственную игру, сумеет ли она определенным образом настоять на своих правилах игры в рамках еврозоны  - все это заворачивается в определенный клубок волевых действий, что практически парализует принятие каких-то радикальных решений в рамках текущего кризиса. 

А так как ситуация продолжает развиваться, так как рейтинговые агентства продолжают снижать все эти рейтинги, и накручивается истерия вокруг этой проблемы, все это может означать, что будут скованы руки у всех основных игроков. И, как это очень часто бывает в истории, несмотря на вполне обоснованные, закономерные действия каждой из сторон, ситуация в глобальной экономике будет радикально ухудшаться. Мы можем увидеть разверзающуюся перед нами пропасть нового глобального кризиса, масштабы которого могут оказаться гораздо более впечатляющими и проблемными, чем кризис 2008-2009 года

Может быть, этот кризис будет происходить менее резко, но зато он окажется наверняка более глубоким. Это не просто эффект домино в рамках европейских процессов. Это - глубокая геополитическая драма.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".