Статья
1145 26 августа 2011 23:30

Испытание «народным рентгеном»

В праймериз «Единой России» и Общероссийского народного фронта приняли участие почти 5 тысяч человек из различных регионов страны. Об этом заявил исполняющий полномочия секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов.

«В предварительном голосовании приняло участие более 4700 человек - это представители разных профессий и общественных организаций. Кроме того, во время праймериз было проведено более 900 встреч по всей стране, в ходе которых эти люди изложили свои идеи и предложения», - отметил он.

Сергей Неверов сообщил, что по результатам праймериз в лидерах оказались 320 представителей общественных организаций, включая 149 беспартийных и 46 беспартийных, которые выдвинули свои кандидатуры путем самовыдвижения.

«В лидерах списка большое количество молодежи, женщин, представителей самых разных профессий, а также людей, которые занимаются реальными делами, заняты в народном производстве, знают жизнь не понаслышке», - отметил он.

Неверов прогнозирует, что в списке кандидатов, который будет представлен на ближайшем съезде «Единой России», из 600 человек будет не менее 150 беспартийных.

«Та задача, которую поставил Владимир Путин, будет выполнена. В списке из 600 человек будет не менее 150 беспартийных. Эти люди будут представлять нашу страну, будут работать в парламенте и принимать соответствующие решения», - сказал он.

Как отметил в свою очередь член Федерального координационного совета ОНФ Вячеслав Лысаков, «Единая Россия» во время праймериз впервые в России провела значительную работу по отбору лучших кадров.

«Партия провела огромную селекционную работу, которую не проводила ни одна партия. Я бы это назвал народным рентгеном, потому что люди выходят лицом к лицу», - подчеркнул он.

Принявший участие в пресс-конференции токарь из Перми Валерий Трапезников заявил, что участники праймериз должны были сами доказать людям, что они достойны быть депутатами Госдумы. «Законы для народа должны писаться народом, и именно поэтому я как представитель народа, принял участие в праймериз», - сказал Трапезников.

Другой участник пресс-конференции, председатель совета директоров ООО «Картофельный альянс» из Брянской области Александр Богомаз считает важным, что организация праймериз «впервые позволила простым людям открыто участвовать в борьбе за возможность стать депутатом Госдумы».

Учитель истории гимназии №1 города Балашова Людмила Бокова отметила, что для нее было интересным участие в праймериз, которые позволили вести открытый диалог по наболевшим проблемам. «Как учитель считаю важным создать в России единое образовательное поле, единые стандарты образования», - подчеркнула она.

В руководстве «Единой России» считают, что участие во фракции партии в составе будущей Госдумы беспартийных членов ОНФ положительно скажется в целом на деятельности фракции.

«Мы совершенно не опасаемся прихода во фракцию членов Общероссийского народного фронта по причине того, что и сегодня во фракции "Единой России" есть четыре группы, в рамках которых идут серьезные обсуждения и дискуссии», - заявил Сергей Неверов.

По его словам, основная задача деятельности фракции «Единой России» в Госдуме - найти общее решение, которое бы удовлетворяло всех.

Вячеслав Лысаков выразил уверенность в том, что участие представителей фронта в деятельности фракции «Единой России» в будущем составе Госдумы обеспечит приток новых сил.

«Все-таки определенный застой в "Единой России" есть. Для обновления и была придумана конструкция ОНФ. Приток новых людей, незашоренный взгляд, думаю, принесут пользу и фракции, и партии в целом, и всем нам», - заявил Лысаков.

Основной документ ОНФ - «Народная программа» - будет представлена в начале сентября.

«В первых числах сентября "Народная программа" будет представлена в федеральный координационный совет в полном объеме», - сказал Сергей Неверов на пресс-конференции. Он отметил, что далее будут идти обсуждения по блокам, включенным в программу.

«Программа, которая будет принята на съезде и опубликована, - это будет сокращенный вариант в части определенных программных вещей. Она должна быть опубликована в "Российской газете". Тот объем, который уже сделан, "Российская газета" не вместит», - подчеркнул Неверов.

В свою очередь, Вячеслав Лысаков на пресс-конференции отметил, что программа будет разбита на два блока - региональный и федеральный.

«К съезду должен быть закончен первоначальный вариант. Но программа будет совершенствоваться, изменяться и дополняться», - подчеркнул Лысаков.

Как отметил Сергей Неверов, «Единая Россия» подготовит и внесет в Госдуму законопроект об обязательных праймериз только при условии поддержки этой инициативы другими политическими партиями.

«Что касается других партий, мы не собираемся использовать парламентское большинство и вводить эту процедуру вопреки их желанию. Если это будет поддержано всеми партиями, тогда мы готовы инициировать такой законопроект», - подчеркнул Неверов.

При этом он напомнил, что «Единая Россия» «у себя в уставе прописала эту процедуру как обязательную».

«Сейчас по инициативе лидера партии мы сделаем праймериз более широкими, с привлечением общественных организаций», - отметил Неверов.

В свою очередь, член федерального координационного совета ОНФ Вячеслав Лысаков отметил, что Народный фронт будет настаивать на введении обязательных общероссийских праймериз для каждой партии.

«Мы будем настаивать обязательно. Лидер сказал законодательно закрепить, и кто пройдет в думу [от ОНФ], будет ставить вопрос перед фракцией», - добавил он.

Комментарии экспертов

Нынешние праймериз сопровождались очень серьезной борьбой, которая зачастую преобретала форму скандала.

И оппоненты «Единой России», и вообще оппоненты нынешней политической системы поспешили заявить, что неизвестные люди, которые известны лишь в своих кругах, на праймериз заняли 30-е места. Они устраивали скандалы, выходили из ОНФ, и так далее. Но на самом деле, это все - свидетельство здоровых тенденций, болезни роста конкуренции, которая принимает пусть скандальную, но тем не менее публичную форму.

И если в 2007 году «Единой Россией» в порядке теста тоже проводились праймериз (правда они не носили столь централизованного характера), про них практически ничего не было известно. Никаких скандалов, они где-то прошли, партийные бюрократы поставили галочки, где надо расписались, и все. Почему? Потому что тогда праймериз серьезно нигде не воспринимались. Все прекрасно понимали, что если ты участвуешь в праймериз и проигрываешь, то потом можно зайти в нужные кабинеты, решить проблему и наплевать на эти праймериз. Сейчас такого ощущения не складывается.

Складывается ощущение, что все игроки понимают, что праймериз - это серьезно. И если они не прямо будут кореллировать с местами в партийных списках, то будут оказывать очень серьезное влияние на распределение мест в партийных списках. И процедура эта очень полезна, потому что она публична. Если конкуренты видят, что какой-то административный ресурс применяется, кого-то пытаются подкупить, то они трубят об этом на весь мир.

Основная функция праймериз на нынешнем этапе - это выведение партийно-бюрократических игр на публичную арену, где они становятся прозрачными, и становится меньше возможностей для злоупотребления. В данном контексте очень показательна реакция оппозиции на инициативу Владимира Путина ввести праймериз на законодательном уровне для всех партий. Потому что процедура формирования партийных списков у всех партий - достаточно мутная, непрозрачная и, прямо скажем, связанная с коррупцией. И партийцы очень негативно отреагировали потому, что все эти коррупционные потоки выйдут на поверхность, станут очень заметны, и их придется локализовывать или от них отказываться. Отсюда такая резкая негативная реакция. Но в целом, основная функция праймериз сейчас - это придание большей публичности политическому процессу и отбору кандидатов. То есть эти праймериз работают не столько на «Единую Россию», сколько на всю политическую систему России: они делают ее более прозрачной и менее коррумпированной.

Праймериз - это предварительное голосование. В общем-то, это - необязательная процедура, которая является внутренним делом партии, и в этом смысле, скорее, вспомогательным механизмом, а не основным, при формировании партийного списка «Единой России», с которым она пойдет на выборы.

Я бы не преувеличивал роль произошедшей процедуры. Не вижу ничего плохого, что внутри праймериз известные люди занимают высокие позиции по причине того, что это - опытные люди, которые давно участвуют в политическом процессе. Ведь они выступали перед теми, кто участвовал в праймериз, они кому-то понравились. Я вообще считаю, что к этим праймериз в таком виде подключено излишнее внимание, а ведь это - внутреннее дело партии, которое регулируется внутрипартийными документами, это ее внутреннее суверенное право.

Если говорить об обязательности праймериз для всех политических партий страны, то странно навязывать всем участникам политического процесса свои внутрипартийные практики. В таком случае «Единая Россия» могла бы записать в закон о партиях, скажем, регулярное проведение партийных собраний или еще что-то такое. Мне кажется, это вопрос излишней детализации законодательства. Обязательные праймериз – инициатива, которая может быть будет поддержана, а может быть нет.

Подробное обсуждение праймериз - политическая стратегия «Единой России» и «Народного фронта», способ ведения избирательной кампании до ее формального начала. Вот они это делают, что ж плохого. А «Правое дело» развесило везде плакаты Прохорова – и чем этот способ плох?

Ни одна другая политическая партия на такой праймериз бы не решилась. Наши оппоненты могут говорить что угодно, но на самом деле их списки сформированы лидерами этих партий вообще без какого-либо учета мнения людей.

В нашем праймериз в качестве выборщиков участвовало 226 тысяч человек, было выдвинуто 4700 кандидатов. Прошло громадное количество встреч, и мы можем сказать, что список, который мы получим – это выстраданный, широко обсужденный список.

Конечно, выявились новые люди, которые обязательно будут в этом списке. Например в Перми есть рабочий Валерий Трапезников - токарь с высшим образованием, который является активным сторонником «Народного фронта» и партии «Единая Россия». Этот человек, на мой взгляд, наверняка займет достойное место, может быть даже отодвинув некоторых ныне действующих депутатов Государственной Думы.

Я считаю, что такие праймериз - это правильный подход. Как сказал Путин, не менее четверти представителей в нашем списке будут и беспартийные, и представители общественных организаций. Всего, с учетом тех представителей общественных организаций, которые являются членами партии, я думаю, что доля ОНФ может даже перевалить за 50%.

Я с сожалением воспринял то, что большинство лидеров других партий отказываются от проведения праймериз. Это означает только одно, на что уже обратил внимание Путин: они собираются торговать местами в списке.

Что касается обязательного проведения праймериз, то я думаю, что это должно произойти. Но сама форма того, как проводить праймериз, должна быть оставлена на усмотрение партий.

С другой стороны, лидерам партий, которые принципиально отказываются проводить праймериз, я хотел бы напомнить, что на сегодняшний день партии являются не просто их частным делом, а государственными механизмами. Партия, набравшая свыше 3% голосов, получает государственное финансирование. Это значит, что общество вправе требовать ответа на вопрос, по какому принципу формируются партийные списки.

Сегодня нельзя избрать человека в Государственную Думу иначе, чем по партийному списку. Но это не означает, что начальство партий получает в удел феодальное владение. Наоборот, это значит, что они должны быть максимально открыты и обязаны объяснить обществу, почему тот или иной кандидат представлен в их списке.

Различие меду партиями - это различие в программах, а не в том, чтобы предоставлять по тем или иным критериям место в Государственной Думе. Поэтому я глубоко убежден, что все партии должны проводить праймериз. Уверен, что все партии должны опереться при этом на максимально широкий спектр поддерживающих их общественных организаций.

Еще раз подчеркну, что голосование за партию означает голосование за партийную программу. А через праймериз можно определить кандидатов, которые будут эту программу реально воплощать.

Итоги праймериз говорят о том, что фракция «Единой России» в Госдуме шестого созыва серьезно обновится. Мы увидим с парламенте шестого созыва много новых лиц, в том числе и представителей общественных организаций.

Фракция парламентского большинства (а я уверен, что «Единая Россия» и в следующем созыве сформирует большинство в Госдуме) имеет возможность формировать внутри себя группы. В частности, группу, которая будет заниматься идеологическим обеспечением деятельности партии. И такой группе нужна серьезная общественная поддержка.

17 сентября в Москве пройдет конференция, куда будут приглашены общественные организации - участники Народного фронта, поддерживающие консервативные идеи. Мы исходим из того, что без единой идеологии невозможно добиться решения задач развития, перейти к новому качеству социально-экономических отношений. Идеология - это тот инструмент, который позволяет людям ощутить сопричастность в большом общем деле. Такой идеологией является консерватизм, основанный на базовых ценностях свободы, справедливости, семьи.

Думаю, что на этой конференции мы заявим о создании Российского социально-консервативного союза. Главной целью этой организации станет идеологическое обеспечение деятельности партии, реализация «Российского проекта».

Сегодня России предлагаются разные проекты развития и европейского, и азиатского толка. Но мы должны понимать, что будем сильной страной только в том случае, когда у нас будет свой собственный «Российский проект», ориентированный на защиту интересов российских граждан, духовный и нравственный подъем нашей страны.

В России чрезвычайно важная проблема - это легитимация выборов. Явно видны ее недостатки, и оппозиция очень активно пользуется этим, уверяя общество, что выборы априори будут нечестными, непрозрачными, предсказуемыми, и так далее. То, что руководство партии «Единая Россия» приняло решение открыто показать всю выборную «кухню». Показать, как формируются партийные списки на выборы в Госдуму и прочее. Это, конечно, шаг смелый для нашей страны, шаг новый. Это является освоением еще одного демократического института, для нас незнакомого, поэтому проходит оно не без проблем.

Еще одним плюсом праймериз я считаю, то, что они способствуют обновлению той части политической элиты, которая формируется с помощью выборов. И «Народный фронт», и праймериз - это все шаги к открытому формированию новых лиц, новых списков и нового имиджа партии, если хотите. Публичность, открытая конкуренция – замечательно, если в России все это приживется.

Но надо сказать и о минусах праймериз, поскольку процедура эта оказалась новой и не отработанной. Минусы связаны с тем, что люди у нас даже в самой партии очень плохо информированы о том, что такое праймериз. Я уж не говорю про тех, кто находится за пределами партии. Даже само слово «праймериз» по данным социологических исследований подавляющему большинству людей просто неизвестно. Они не знают, что оно обозначает. Люди не понимают, кто идет на праймериз, зачем они устраиваются, как формируются выборщики, кто подсчитывает голоса и как подсчитываются результаты. И из-за того, что не все политологи даже знают, как это все устроено, праймериз играют свою роль не до конца. Вместо ощущения открытости иногда создается впечатление, что это - новая манипуляция. Нельзя сказать, что это - существенный минус, но некоторые сложности, конечно, возникают. На праймериз это остро чувствовалось в борьбе с федералами, которые участвовали в региональных голосованиях. Развернулась борьба местнических интересов, и велась она иногда не совсем по-белому, не совсем по-честному.

Далее, остается проблема паровозов. Часть людей идет на праймериз или на выборы, хотя и заранее знает, что не будет бороться за места в Государственной думе, не собирается стать депутатами. Если это так, то это опять вызывает некоторое недоверие у населения. Голосуем за одних на первом этапе, а потом оказывается, что в списках - совсем другие. Но в целом, когда начинается освоение какой-то новой политической технологии, неизбежны эти недостатки. Нужно их просто понимать и фиксировать, и в следующий раз стараться, чтобы их не было.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".