Статья
887 15 февраля 2010 0:01

История безбрачия и холостяков

Исторические основы холостой жизни в мировой культуре или о преимуществах и недостатках официального безбрачия для загробной жизни.

Комментарии экспертов

Книга Жан-Клода Болоня «История безбрачия и холостяков» (вышедшая в серии «Культура повседневности» НЛО) — это история тяжкого боя за право оставаться холостым, невзирая на давление окружающих. Боя, который длился почти две с половиной тысячи лет.

Начиная с древних персов «брак» был обязателен для человека. Считалось, что если человек не вступил в брак и не завёл детей, то некому будет позаботиться о нём после смерти, принести дары и т.д. Но за мистическим требованием к браку скрывались вполне утилитарные причины — семья поставляла государству будущих воинов и потому вопрос демографии был вопросом государственной важности задолго до изобретения «материнского капитала».

Исключения допускались, но обычно причины для этого были черезвычайные: либо некое физическое увечье, либо служение делу совсем уж благородному, например поиску мудрости. Вероятно, именно тогда многие ленивые холостяки ударились в религиоведение, чем и определили внешний вид бога Хотея.

Первые положительные подвижки появились в самом либеральном из обществ древности — Афинах. В отличие от соседней Спарты в Афинах к безбрачию относились хоть и не одобрительно, но вместо унизительных плясок холостяков нагишом и распевания похабных песен, предпочитали отделываться штрафами. Как ни странно, это не мешало существенному числу людей, которыми Афины гордились — философам — оставаться холостяками и активно развращать общество рассуждениями о вреде брака.

Однако уже жизнь в Риме была отмечена реакцией по отношению к холостякам. Так Божественный Август потребовал, чтобы за редким исключением все женщины и мужчины Рима состояли в браке. Причём для Августа не имело никакого значения, был ли человек в браке до распоряжения или нет.

Избавление приходит вместе с христианством, которое с одной стороны развивает идею сохранения безбрачия в угоду религиозному служению, а с другой признаёт, что и обычный одинокий человек лучше служит Богу, когда холост. Жена не отвлекает его от богоугодных мыслей всякими домашними делами, вроде выноса мусора.

Постепенно, ненадолго отвлёкшись на браколюбивые идеи Реформации, Европа перешла к встраиванию «холостяка» (часто временного) в свою социальную систему, в частности спровоцировав культуру холостяцких объединений. И сегодня, наконец, утвердив право оставаться холостым не только как личное право каждого, но и как специфическую жизненную позицию, яркой иллюстрацией которой является популярный британский писатель и актёр Стивен Фрай.

Между тем, очевидно, что эта позиция для современного мира скорее вынужденная. Ведь ещё в восемнадцатом веке, холостяк — это распутник или/и гомосексуалист. В то время как сейчас, в эпоху развития «гражданских браков», сожительства и СПИДа , границу между распутным и целомудренным холостяком стараются прочерчивать ещё более жёстко чем в Древней Греции.

Болонь Жан-Клод, «История безбрачия и холостяков». — М.: Новое литературное обозрение, 2010

Книгу можно приобрести в магазине «Фаланстер».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".