Статья
5 Августа 2012 0:07

История леса

С приходом человека лес становится уже не экосистемой, но разновидностью культурного ландшафта. Здесь мы движемся через противостояние природы и культуры к их слиянию.
Комментарии экспертов
<p>В книге малоизвестного в России немецкого автора Хансйорга Кюстера «История леса. Взгляд из Германии», лес становится предметом междисциплинарного анализа, преодолевающего границы биологии, географии, экономики, истории, политики. Такой угол зрения требует от Кюстера недюжинной эрудиции. Чтобы заинтересовать читателя, автор должен отречься от своей профессиональной близорукости и панорамно обозреть ту новую землю, на которую вступает сам и ведет за собой других. Нужно признать, что у Кюстера это не просто неплохо получилось, но и стало успешным методологическим приемом: сегодня этот немецкий палеоботаник является автором целой серии научно-популярных книг об истории культурного ландшафта Европы.</p>
<p>В чем состоит особенность его метода? Этот метод сводится к многоплановой реконструкции существования в пространстве и времени некоторого природного и культурного феномена, каким в данном случае становится лес. Вернее, немецкий лес. Государственная принадлежность этого природного ресурса накладывает не территориальные, а, скорее, ментальные границы на область исследования.</p>
<p>Получившийся поперечный исторический срез позволяет изучить лес как динамическую систему, способную выполнять разные роли и выступать в различных декорациях. Речь идет о лесе с момента его происхождения, сквозь череду культурных эпох и вплоть до современного общества. Причем человек появляется в истории леса не раньше чем к середине книги. У такого подхода наверняка найдутся сторонники, приветствующие отказ от антропоцентризма. Но зато, прежде чем дойти хотя бы до германцев Тацита, читателю придется поскучать. Такова цена здорового методологического синкретизма, который проповедует автор.</p>
<p>С приходом человека лес становится уже не экосистемой, но разновидностью культурного ландшафта. Здесь мы движемся через противостояние природы и культуры к их слиянию. Подобная «диалектика леса» в изложении Кюстера вновь подтверждает проблематичность разведения этих двух понятий в науке XX столетия. Культура как внешняя сила пытается трансцендировать представления о лесе, превратить эту динамическую экологическую систему в статический образ. Такое трансцендирование, разновидностью которого является идеологизация, приводит к неправильному восприятию леса и отношению к нему. Чтобы исправить это «неправильное» понимание, автор расчищает свой лес от завалов призрачных сущностей вроде «национальная история», «идентичность», «естественность».</p>
<p>В монографии отсутствуют ссылки на используемую автором литературу, что низводит ее до уровня научно-популярной, не позволяя претендовать на академическую тяжеловесность. Текст «научен» в том отрицательном смысле, что в перечислении фактов, представленных Кюстером, очень трудно распознать авторскую позицию. Этот фактический материал многообразен и, несомненно, заслуживает внимания. Однако сама идея такой книги выглядит, вероятно, намного масштабнее, чем ее конкретное воплощение. С другой стороны, лес как концепт оказывается спасительным. Благодаря своему сквозному проникновению через ткань истории, он соприкасается со множеством контекстов.</p>
<p>На примере отношения к лесу видны основные черты человеческих обществ: рационализм и иррационализм капитализма, лицемерие тоталитаризма, распространение культуры медийных клише. Одни мифы умирают, другие рождаются. Лес в этом смысле является артефактом деятельности человеческого сознания.</p>
<p><strong>Хансйорг Кюстер, «История леса. Взгляд из Германии», М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".