Статья
2147 15 августа 2011 19:23

История мусора

Отбросы убивают, угрожают поглотить целые города, изменяют городской пейзаж, отапливают и освещают жилища, обеспечивают выживание миллионов обиженных судьбой и откармливают стада свиней.

Комментарии экспертов

Книга Катрин де Сильги привлекает в первую очередь названием. Историки любят копаться в древних помойках, но писать о помойках не любит никто. Поэтому, от книги «История мусора» ждешь явно больше, чем способны вместить 288 страниц.

На самом деле, история мусора оказалась значительно скучнее, чем история его главного источника — цивилизации. Книга у де Сильги получилась неровная, немного непоследовательная и слишком экологичная.

История отходов у де Сильги означает историю их утилизации. Поэтому, первые несколько тысяч лет отходы своей истории не имеют. Точнее имеют, но она ограничивается протяженностью кишечника городской скотины, чаще всего свиней. Многие годы, точнее до победы гигиенистов и промышленной революции, хрюшки исполняли функции переработки отходов в питательное удобрение. Все, что не могли переработать свиньи раздирали на составные части городские тряпичники и давали вещам новую жизнь. Европу до XVII века, конечно, нельзя назвать безотходной, но её экономическое положение требовало максимизации пользы от любого предмета.

Однако, в связи с началом промышленного производства, наращиванием ассортимента бытовых предметов и уменьшения срока их службы ситуация изменилась. Крестьяне перестали употреблять бытовые отходы городов как удобрение, тряпичники исчезли, пав жертвами социального предубеждения. А первые примеры раздельного сбора мусора — французские корзины-«пубели» стали первым шагом к мусоросжигательным заводам.

Один ценный урок, который можно вынести из книги де Сильги — утилизация мусора эволюционирует также неровно, как автор пишет книгу. Сначала негигиеничные свиньи побеждаются последователями Пастера, которые строят индивидуальные мусоросжигатели, потом экологи борются с этими заводами в пользу другого эквивалента свиней. И так ad infinitum.

Другой неутешительный урок — никакие законодательные или нравственные ограничения не заставят людей перестать гадить. Если человек может производить мусор, он будет его производить. Французские монархи убеждались в этом в XIII веке также, как американские президенты в XX. И единственный способ менять ситуацию — вводить кардинальные, едва ли не полицейские меры. Но для них мало кто, кроме свиней, сочтет мусор настолько сложной проблемой.

Катрин де Сильги, «История мусора. От средних веков до наших дней», М.: Текст, 2011 — 288 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".