История велосипеда
Вдохновенный культурологический памфлет, посвященный самому передовому когда-то виду транспорта.Начну с
главного: перед нами настоящий шедевр. Херлихи, известный как
историк-медиевист, занимающийся гендерной проблематикой, написал
удивительную по силе и красоте историю велосипеда как культурного
объекта. Издатели эту инициативу поддержали, и вот мы уже держим в
руках достойнейший труд, вдумчиво и едко написанный, изданный ярко, но
без китча. Я купил себе эту книгу, хотя у меня нет велосипеда.
Херлихи,
понятное дело, получил вдохновение напрямую из детства. В начале 70-ых,
будучи американским подростком, он стал жертвой повального увлечения
модными европейскими моделями с десятью скоростями (немыслимая роскошь
для подростка советского). Велосипедный мир (именно так пишет Херлихи!)
с тех пор сильно изменился - многие технологии, которые когда-то были
доступны лишь профессионалам, сегодня присутствуют и на массовом рынке,
а азиатский производитель стер с лица земли классические марки.
Появилась принципиально новая идея горного велосипеда, ставшего новым
стандартом активного отдыха. На планете сейчас почти миллиард
велосипедов - цифра и вправду весьма внушительная.
В 1819 году,
рассказывает автор, один британский журнал писал о том, что наиболее
выдающимся изобретением механики станет изобретение машины для
путешествий, приводимой в движение без участия лошадей или других
животных. Чудо свершилось лишь в 1860-ых, во Франции и - при загадочных
обстоятельствах. Базовые принципы велосипеда были заложены уже в первых
известных образцах, и люди искренне удивлялись этому странному
устройству, способному не только сохранять равновесие, но и весьма
быстро двигаться вперед. В 1869 году велосипед на высоких колесах стал
бестселлером в Америке.
Современный двухколесный велосипед,
дополненный цепью и шинами, появился в 1890-ых. Последствия этой
технологической революции были заметны любому: именно велосипед стал
одной из важнейших причин отказа от викторианского стиля в дамском
костюме. Женщины стали носить более свободное платье, чтобы иметь
возможность кататься на велосипеде наравне с мужчинами. Фотографии
женщины на велосипеде, сделанные в те годы, до сих пор остается
символом нового, эмансипированного мира. Другим следствием культа
велосипеда стало создание в США "движения за хорошие дороги", что в
конечном итоге привело к созданию национальной системы трасс.
Технологическая же база производства велосипедов стала, как легко
догадаться, основой зарождающейся автомобильной промышленности. "Даже
первые заправочные станции, - пишет Херлихи, - были открыты владельцем
сети мастерских по починке велосипедов". Братья Райт, создавших первый
самолет, работали над его прототипами в своей велосипедной мастерской.
Или вот еще такой шокирующий факт: Harley-Davidson первоначально был
велосипедом.
Книга Херлихи сконцентрирована вокруг родословной
современного велосипеда, автор рассматривает, главным образом,
1860-90-ые годы, когда состоялся переход от первых прототипов
"механической лошадки" к современному, знакомому нам силуэту с двумя
небольшими колесами. Перед читателем проходит череда фантастических
аппаратов, начиная от первых механических экипажей, для движения
которых требовался лакей. Первым шагом к велосипеду стало знаменитое
детище барона Дреза, а именно самокат. Он действительно задал прообраз
будущего устройства, однако до превращения его в полноценный велосипед
было еще очень далеко. Более того, как показывает Херлихи, дрезина
стала поводом для скептиков заявлять о том, что подобное достаточно
эффективное механическое устройство вообще невозможно. Впрочем, как нам
теперь хорошо известно, скептики оказались посрамлены.
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".