Статья
1419 4 ноября 2013 10:25

Итоги недели 28.10 – 03.11

Созданием министерства строительства и ЖКХ не только признается, что Минрегион и лично Игорь Слюняев не справились с обязанностями, но и начинается очередной этап борьбы за перераспределение полномочий в сфере региональной политики. Изменение баланса сил в пользу нового министерства создает на ближайшие месяцы и новые аппаратные трения. Количество центров, участвующих в принятии решений по проблемам регионов становится малоуправляемым. К трем вице-премьерам Д.Козаку, А.Хлопонину, Ю.Трутневу и двум министрам - И.Слюняеву и А.Галушке, теперь добавляется М.Мень, с довольно широкими и ресурсоемкими полномочиями. Процедура назначения бывшего ивановского губернатора  демонстрирует кредит доверия к нему со стороны и президента и премьера, а учитывая хорошие отношения М.Меня с Д.Медведевым, его положение выглядит довольно прочным - в отличие от И.Слюняева, отставка которого временно «подвешена». Оставшиеся у его министерства полномочия по своему содержанию настолько не соответствуют его прежнему опыту, что, скорее всего, это вопрос времени.

Заявление Алексея Навального об отказе от участия в «Русском марше» является показательным шагом. Главный оппозиционер делает выбор в пользу определенной группы поддержки и признает собственную неспособность одновременно активно играть сразу на двух полях – либеральном и националистическом. Заигрывать с националистами Навальный будет и дальше, но либеральный лагерь теперь для него приоритетен. Довольно неудачное и излишне  прямолинейное объяснение причин отказа от марша имиджевыми рисками вполне объяснимо. Навальный стремится к большей респектабельности. Ему нельзя участвовать статистом в «чужих» акциях. Перехватить руководство подготовкой к маршу он либо не смог, либо не захотел, поскольку гарантировать отсутствие эксцессов он не в состоянии, а ответственность за них в любом случае была бы приписана лично ему. 

31 октября ВЦИОМ опубликовал очередные рейтинги политических партий. «Единая Россия» не смогла закрепить результат в 47%, полученный сразу после съезда. За четыре недели ее рейтинг упал до 40%. Еще хуже для правящей партии выглядят данные ФОМ – по их опросам рейтинг «Единой России» опустился до 37 процентов. Скорее всего «ЕР» удастся частично компенсировать потери на следующей неделе. Однако, эти цифры лишний раз подтверждают - рейтинг правящей партии находится в турбулентном состоянии и на высоком уровне его способен удержать лишь В.Путин. Соотношение положительно и отрицательно оценивающих деятельность партии, изменившееся в лучшую для партии сторону несколько месяцев назад, теперь вновь сравнялось. Ситуация с октябрьским падением рейтинга показательна и в другом - «Единая Россия» не просто не смогла удержать высокие цифры, она ничего для этого не сделала. Ни одно из резонансных октябрьских событий не было использовано партийными ньюсмейкерами. Другое дело – ЛДПР. После скандала вокруг высказываний Жириновского о Кавказе, рейтинг партии за неделю вырос с 7,1 до 10,4%.

Складывается ощущение, что правящая партия находится в состоянии «грогги». За последнее время ей не было сделано ни одного сильного хода. Съезд партии ограничился малозначимыми кадровыми вопросами. Ничего внятного не смогла заявить «Единая Россия» в связи с событиями в Бирюлево, с проведением «Русского марша», и в честь Дня народного единства. Та же ЛДПР куда более ярко и содержательно анонсирует свои акции, запланированные на этот день. «Единая Россия» умудрилась уступить инициативу и полуживой КПРФ, анонсировавшей законопроект, согласно которому «публичные призывы к нарушению территориальной целостности и единству страны будут караться уголовной ответственностью». Для партии, в названии которой присутствует слово единство, это странная пассивность.

Очередной перенос срока приема поправок к законопроекту о выборах депутатов Госдумы, который в первом чтении был принят еще в апреле 2013 года, свидетельствует о неспособности администрации выбрать оптимальную модель и ее неуверенности в стратегии «демонстративной открытости». Речь идет не столько о механизме допуска малых игроков на выборы-2016, сколько о выживании после этой кампании двух из трех парламентских «оппозиционных» партий. В такой ситуации никто не хочет брать на себя ответственность за окончательное решение. Возможно, она очередной раз будет переложена на президента. При дефиците идей для декабрьского послания, не исключено, что именно при его оглашении будет предложен приемлемый вариант. Но и этот ход не выглядит безупречным. Почти двухлетнее обсуждение новой схемы выборов в Госдуму демонстрирует, что целостной концепции развития партийной системы у власти нет до сих пор.

Обзор подготовлен на основе материалов Центра политической конъюнктуры.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".