Статья
638 2 апреля 2009 0:51

Итоговое обсуждение

Общественное обсуждение антикризисного плана российского правительства продолжается встречей его главы с представителями партий, общественных организаций, бизнес-сообщества и молодёжных движений. Ранее Владимир Путин уже провёл встречу с главами парламентских партий, а 1 апреля – встречу с активом партии «Единая Россия». Правящая партия подготовила комплекс предложений, которые ранее также прошли обсуждение на уровне регионов, общественных организаций и партийных клубов.

Встреча фактически подводит итог серии консультаций по антикризисной программе перед её представлением в Государственной Думе 6 апреля. Как сообщает агентство «Интерфакс», кроме лидеров парламентских партий на встречу приглашены представители Общественной палаты и руководители общественных объединений, руководители РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), ТПП (Торгово-промышленной палаты), АРБ (ассоциации российских банков), «Деловой России», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Агентство «Интерфакс» сообщает о некоторых предложениях партий и общественных организаций, которые они подготовили к предстоящей встрече. Они также намерены обсудить актуальные вопросы экономической политики.

«Деловая Россия», по данным агентства, предлагает рассмотреть вопрос о налоговых каникулах для малого бизнеса на два года и налоговом кредите на время кризиса для среднего бизнеса. АРБ предлагает создать государственную структуру по выкупу «плохих долгов». РСПП ставит вопрос о политике правительства после 2009 года – на 2010 и 2011 годы. Этот период вызывает опасения у ряда экономических экспертов в связи с активным использованием резервного фонда бюджета в 2009 году и угрозой его нехватки для продолжения антикризисных мер.

Политические партии выступают с ещё более радикальными предложениями. Так, КПРФ предлагает вернуть добывающую отрасль экономики в госсобственность и ввести прямое управление отраслями, наиболее пострадавшими от кризиса. Кроме того, КПРФ предлагает национализировать отраслевые банки. Также КПРФ предлагает обратить внимание на выплату бонусов в банках, получающих антикризисную помощь от государства. ЛДПР предлагает заменить НДС налогом с продаж и в течение 2009 года снизить ставку рефинансирования ЦБ с 13% до 10%, а в 2010 году - до 4% с целью увеличения ликвидности и доступности кредитных ресурсов. Кроме того, ЛДПР предлагает ограничивать торговую наценку и ввести запрет на приобретение российскими физическими и юридическими лицами активов за рубежом. «Справедливая Россия» критикует меры правительства по поддержке банковской системы. Они предлагают изменить приоритеты антикризисной политики и, следовательно, цели расходования средств государственных резервов, с помощью которых финансируется бюджетный дефицит.

Комментарии экспертов

Столь активное общественное обсуждение антикризисного плана свидетельствует о том, что ему уделяется очень большое значение. План ни в коем случае не является формальностью. Но обсуждается не только сам документ. Даже в большей степени обсуждается вся текущая и планируемая экономическая политика правительства в условиях кризиса.

Активность общественного обсуждения также показывает, что оно – не дань ритуалу. Для имитации не нужно было бы затрачивать столько сил и энергии. Владимир Путин продолжает традицию прямой связи с обществом, но существенно обогащает и видоизменяет её, делая диалог более содержательным. Сейчас и он сам, и правительство в целом нуждаются, с одной стороны, в решительных и эффективных, с другой – в предельно осторожных и выверенных действиях. Появляется потребность как в точной информации о состоянии общества, так и в квалифицированных рекомендациях тех, кто «вживую» сталкивается с кризисом и вообще российской экономической реальностью. В этих условиях Путин обращается не к отстранённым «социогуманитарным мыслителям», а к квалифицированной части общества. В диалоге с «Единой Россией» он обращает первостепенное внимание на «сигналы» региональных лидеров, не по наслышке знакомых с проблемами людей и предприятий своих территорий. Путин встречается с лидерами оппозиционных парламентских партий – они могут выражать отличную от партии большинства точку зрения, но такие партии всегда аккумулируют «сигналы недовольства» снизу. Оппозиция всегда очень внимательно отслеживает настроения общества, его «болевые точки» и основные проблемы. Наконец, премьер встречается с лидерами бизнес- и банковского сообщества – именно от этих сообществ, от решений руководителей и владельцев множества малых, средних и крупных предприятий решающим образом зависит жизнь большинства граждан нашей страны.

Таким образом, внимательно отслеживая процесс обсуждения антикризисной программы, мы видим очень квалифицированный диалог и явное стремление Владимира Путина учесть все пожелания и «сигналы», перенять полезный опыт собеседников. Он очень скрупулёзно собирает багаж знаний и рекомендаций. Очевидно, что этот багаж потребуется вовсе не только для одного документа. Запущен весьма эффективный формат взаимодействия власти и общества (что особенно важно – его квалифицированной и способной к вменяемому диалогу части), который будет использоваться и далее, и не только в кризисную, но и в посткризисную эпоху.

Наконец, обсуждение антикризисного плана высвечивает специфику российской демократии. Да, она у нас не такая соревновательная, как украинская – за что нас часто винят критики из-за океана и их коллеги, «шакалящие у посольств». Зато она в гораздо большей степени «диалоговая». В конечном счёте, чтобы превратить свою идею или намерение в общеобязательное указание, не обязательно, как в сверхконкурентной системе, приходить к власти и давить «всех, кто не с нами». Гораздо лучше убедить в своей правоте те политические силы, от которых зависит воплощение идей. Стремления оппозиции к борьбе за власть это не отменяет, но делает её поведение в период «оппозиционности» цивилизованным и полезным для общества.

И конечно, нет ничего более укрепляющего устойчивость власти и общественно-политическую стабильность, чем умение слушать и учитывать полезные рекомендации всех вменяемых общественно-политических сил.

Приоритеты антикризисной программы выбраны верно, однако, по моему мнению, была недостаточно учтена специфика российского кризиса. Что я имею в виду? Во-первых, не используется тот факт, что крупнейшие российские предприятия, в том числе находящиеся в государственной собственности, являются крупными потребителями машиностроительной и инвестиционной продукции, и в силу этого не используются рычаги, стимулирующие спрос со стороны этих предприятий, и следовательно, импортозамещение в области этой продукции. Не секрет, что эти корпорации до сих пор ориентированы на покупку импортных технологий, машин и оборудования, в то время, как можно их найти на внутреннем рынке. 

Во-вторых, с моей точки зрения, вообще не ставится задача стимулировать спрос на машины и оборудование, инвестиционную продукцию, а для этого можно было бы вернуть существовавшую ранее инвестиционную льготу. Кроме того, правительство всё-таки перебрало ручного управления и снизило роль рыночных механизмов. Для рыночных механизмов тоже есть ресурсы. Прежде всего, сейчас нужно создавать рыночные механизмы, направленные на коммерциализацию достижений в области фундаментальной науки и прототипов технологий. Это главная проблема. Я думаю, что в условиях кризиса это было бы очень полезно. Но в целом я считаю, что основные направления программы и пути её реализации выбраны разумно. Вопрос теперь в её практической реализации.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".