Статья
14 Марта 2013 9:03

Избран новый Папа Римский

Продлившийся всего два дня конклав дал Римско-католической церкви первого Папу Римского неевропейского происхождения. Им избран 77-летний архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо.

На апостольский трон взошел активный деятель ордена иезуитов, подчеркнув тем самым большое влияние, которым «Общество Иисуса» пользуется в современном католическом мире.

Новый Папа Римский выбрал «говорящее имя». Впервые в истории католичества верховный понтифик взял себе имя одного из самых любимых и почитаемых народом святых - Франциска Ассизского. Имя Франциск ассоциируется с простотой и близостью народу.

Бывший официальный представитель архиепископа Буэнос-Айреса Гильермо Марко вспоминает, что новый Папа Римский жил «в небольшой комнате при кафедральном соборе» и никогда не пользовался услугами личного секретаря и сам занимался планированием своей повестки дня. «Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он посещал храмы, путешествуя на автобусе или метро, - рассказывает его бывший представитель. - Кроме того, поражает его близость к народу: он всегда посещал трущобы бедняков, в Чистый четверг обмывал ноги беднякам, навещал заключенных в тюрьмах и ВИЧ-инфицированных в больницах».

Гильермо Марко считает, что новый Папа Римский имеет «безупречную репутацию».

Епископ Каракасский Иоанн, управляющий приходами Русской православной церкви в Южной Америке, также отметил «личную скромность» понтифика и его «доброе отношение к России».

Своему предшественнику Франциск сделал первый телефонный звонок, а сегодня намерен навестить его в загородной резиденции Кастель-Гандольфо. Выйдя на балкон собора Святого Петра после избрания, он вознес молитву за «почетного Папу».

19 марта состоится церемония интронизации в присутствии 160 иностранных делегаций, представляющих зарубежные церкви и разные государства.

Комментарии экспертов
<p>Выбор нового Папы – это продолжение общего курса Католической Церкви. Что это за курс? Это конец европоцентризма во всем. Сюда входит  и избрание Обамы, и отказ от того, чтобы Папой всегда был итальянец. Первый Папа-неитальянец был поляк, потом немец. А теперь принципиально новый ход. Но его все ждали, особых сомнений не было,  что Католическая Церковь решит реформироваться, решит принципиально меняться, в том числе за счет отказа от европоцентризма. Мир меняется необратимо, страны, которые были периферией и странами второго сорта, с этим положением смириться не желают, а Европа свое старое центровое положение поддерживать не в силах. В этой ситуации у европейцев есть один выход – руководствоваться принципом «если процесс нельзя побороть, остается возглавить».</p>
<p>Западная опытная политическая элита не в силах бороться с такими вещами, как конец европоцентризма, конец белого расизма, переход от модели, где белый человек-европеец – главный, от модели, где действительно много полярных мест, где есть вертикаль ( во главе которой стоят белые люди, а ниже находятся желтые, а еще ниже – черные) – к модели шара. Вся Земля – шар вращающийся. Пришло время это признать не только в физике, но и в психологии, и в политике. Опытная западная политическая элита спешит сделать это, спешит идти впереди прогресса, чтобы этот самый прогресс возглавить уже в качестве одного из многих игроков.</p>
<p>Этот процесс начался в США еще в 60-е годы, когда отказались от расовой сегрегации, стали добиваться равных прав для негров и т.д. Постепенно в ходе развития этого процесса, этой новой религии политкорректности пришли к черному президенту и к Папе из Латинской Америки, а дальше, наверное, будет и Папа-негр. Прежний белый мир, прежняя «белая» вертикаль рушится на наших глазах. И это одно из проявлений этого краха.</p>
<p>Рано или поздно этот процесс придет и к нам, и придется кардинально реформировать и Русскую Православную Церковь, и сегодняшний средневековый характер изменится, а главное – изменится не только РПЦ, но и вся система вертикали, которая у нас до сих пор сохраняется. Речь  о радикальном отказе от сословного общества, отказе от мононациональных представлений о культуре. Никуда мы с этого «шарика» не убежим, и эти самые процессы, приятные они или нет, конструктивные или деструктивные, но спорить с ними бесполезно. Запад уже это понял, поймем и мы.</p>
<p>Главной сенсацией в этом является не то, что Папа – латиноамериканец. Он не индеец, как покойный Уго Чавес, он даже не потомок старых испанских колонистов Латинской Америки – он сын итальянских иммигрантов. По своему происхождению он в гораздо большей степени европеец и до некоторой степени еще и итальянец, чем латиноамериканец в собственном смысле слова. Как и Аргентина – это не самая типичная страна Латинской Америки. Это страна с преобладанием европеоидного населения, страна со значительно более европеизированной интеллектуальной, духовной культурой, чем большинство латиноамериканских стран. Это одна из наименее латиноамериканский стран Латинской Америки, она гораздо ближе к Испании и Португалии, чем к Венесуэле и к Мексике.</p>
<p>Подлинная сенсация состоит в том, что это первый на папском престоле представитель ордена иезуитов. Этот орден возник в XVI веке как своеобразная гвардия Папы Римского в деле борьбы с протестантизмом и с другими течениями, угрожавшими римскому католицизму. При всем при этом в силу того, что это была достаточно специфическая организация, которая проводила многочисленные тайные операции и занималась интеллектуальным влиянием, она была очень непопулярна среди противников католицизма в Европе – вплоть до того, что в какой-то момент в XVIII веке маркиза де Помпадур, любовница короля, добилась от Папы Римского запрета ордена иезуитов. В России до 1917 года существовал запрет на въезд представителей иезуитов в страну. Это достаточно специфический и окруженный многими мифами орден. Никогда еще его представитель не становился Римским Папой. Первый Папа-иезуит – это действительно настоящая серьезная сенсация.</p>
<p>Сенсационным является и выбор Папой имени. Имя всегда является обозначением определенной предполагаемой программы – это Франциск. Здесь две отсылки. Одна – к Франциску Ассизскому, жившему в XIII веке, основателю нищенствующего ордена францисканцев, одному из самых любимых католических святых. Это заявка на обращение к неторжественному, некичливому христианству, близкому по духу простому человеку, которое не столько концентрируется на пышности, на внешних формах, сколько на реальном служении Богу и служении людям.</p>
<p>Другая отсылка – это святой Франциск Ксаверий, вместе с Игнатием Лойолой основавший орден иезуитов, и самый эффективный в истории Римско-Католической Церкви миссионер. За свою жизнь он объехал почти все страны Азии, Индию, Китай, Японию, и всюду обращал в католичество массу местных жителей. Это был миссионер невероятной эффективности. Это отсылка к тому, что с новым папой римским Римско-Католическая церковь хочет по отношению к третьему миру, по отношению к Азии и Латинской Америке, к Европе, которая очень сильно дехристианизирована, занять позицию активной проповеди.</p>
<p>При этом надо понимать, что новый Папа не принадлежит к Ватиканскому духовенству, он, что называется, смерд. Это еще одна неожиданная черта – за исключением польского Папы Иоанна Павла II, большинство Пап последнего времени - это ватиканские чиновники, люди, которые работали в центральном аппарате. Сейчас приходит Папа, который никогда в центральном аппарате Ватикана, и здесь можно предполагать, что эта кандидатура была в значительной степени ожидаема.</p>
<p>Бенедикт XVI не случайно ушел с престола. С самого начала появились гипотезы, которые теперь очевидно подтверждаются - что он тем самым освобождает место для более энергичного и более харизматичного преемника взглядов, совпадающих со своими, в то же время со своим мощным административным опытом будет помогать ему проводить более энергичную консервативную политику в Римско-католической церкви.</p>
<p>Так оно и произошло, потому что новый Папа, с одной стороны, безусловный консерватор. Он категорический противник всевозможных гей-браков, экстремальных новых веяний в католическом богословии. При этом он значительно более эмоционально симпатичен, харизматичен и в значительно большей степени привлекает симпатии публики, чем Бенедикт XVI, который всегда производил впечатление отрешенного о жизни интеллектуала-бюрократа. Я думаю, что новый Папа будет пользоваться большой популярностью. Это позволит ему реализовать консервативно-миссионерскую программу католической церкви.</p>
<p>При этом тот факт, что Бенедикт XVI не умер, а ушел на покой, окажет ему существенную поддержку в управлении ватиканскими делами, с которыми он пока еще не очень знаком Ему будет с кем посоветоваться. В этом смысле операция с отставкой прежнего Папы удивительным образом удалась. Избрали человека того же духа, но гораздо более массового лидера.</p>
<p>Изменятся ли отношения с Россией? Лучшие отношения, которые может иметь Ватикан с Россией – это пореже о ней вспоминать и как можно реже пытаться заниматься укреплением влияния католичества в России, как можно меньше заниматься расширением влияния униатской греко-католической церкви на Украине. На межконфессиональном уровне, на уровне двух граничащих религиозных держав отношения Ватикана и Московского патриархата довольно хорошие.</p>
<p>Плохие отношения возникли при Иоанне Павле II, потому что Папа-поляк проводил политику экспансии католичества на традиционные православные, причем периодически эта экспансия сопровождалась силовыми действиями. Надеюсь, новый Папа не будет считать, что это та страна, которую нужно активно привлекать при помощи миссионерских католических средств, и, соответственно, конфликтов не возникнет, а наоборот, возникнет международное межконфессиональное сотрудничество в защиту общих ценностей.</p>
<p>Пока сложно говорить  о том, с чего начнет свой понтификат новый Папа римский Франциск. Но уже сейчас можно отметить, что это была не самая ожидаемая фигура. Несмотря на то, что по утечке информации,  в свое время он был главным соперником Бенедикта XVI Ратцингера во время выборов и набрал 40 голосов, никто не придавал ему особого веса, как будущему кандидату в понтифики.</p>
<p>С другой стороны, это достаточно логично. Страны  Латинской Америки сейчас наиболее преданы католическому христианству, и там у католиков гораздо больше перспектив, чем в либеральной Европе, протестантских Соединенных Штатах и постепенно мусульманизирующейся Африке (где в том числе также много и протестантов). Латинская Америка – это будущее католического мира.</p>
<p>Мы не знаем, какие во время заседания конклава были переговоры и как распределялись фракции. Может быть, лет через пять будет утечка в виде дневников неизвестного кардинала, как это было по поводу выборов Бенедикта XVI. Возможно, была договоренность, когда голоса нынешнего понтифика Франциска перешли Бенедикту XVI.  На самом деле 40 голосов – это достаточно много, а для избрания необходимо две трети, с условием, что на следующих выборах аргентинский кардинал возглавит римскую кафедру.</p>
<p>Пока можно говорить о том, что в принципе, хотя новый глава Ватикана и умеренный консерватор, у него были негативные высказывания по поводу сексуальных меньшинств, усыновления однополыми семьями детей. Вообще он является представителем умеренно-консервативного направления в Католической Церкви, тем более что он иезуит. В то же время он поддерживал левых священников, выступал за социальную справедливость, что для Латинской Америки вообще характерно. И выбор имени в честь Франциска Ассизского напоминает, что, возможно, будет политика, направленная в первую очередь в сторону бедных, хотя у Римской Католической Церкви такое часто встречается.</p>
<p>Сейчас пока рано говорить о том, как изменится курс Ватикана. Думаю, что поддержка и организационный талант нового Папы есть, и, вероятно, в Ватикане предстоят большие изменения, в том числе отставка многих епископов, которые в свое время были замечены в каких-то предосудительных поступках.</p>
16 Ноября 2017 Новости  Во что верят россияне? Инфографика «Левада-центр» провел исследование веры и суеверий россиян. Бог, дьявол, ад, сглаз и порча — во все это верят россияне, но в разной степени. Довольно неожиданно выглядят результаты в динамике. Например, с 1991 по 2009 год число верующих россиян стабильно росло, затем до 2015 года их число сокращалось, а к 2017 году наметился очередной рост. 10 Ноября 2017 Новости  Как россияне относятся к РПЦ? Инфографика Россияне стали больше доверять РПЦ и патриарху. Вместе с тем отмечается рост влияния церкви на общественно-политические процессы и те сферы, куда церковь вмешиваться не должна, однако часть россиян хотела бы, чтобы это влияние продолжало распространяться. 14 Октября 2017 Новости  Религиозный фактор на выборах в Киргизии 15 октября в Киргизии пройдут президентские выборы. В них примут участие 11 кандидатов, однако главными фаворитами гонки называют премьер-министра Сооронбая Жээнбекова и лидера «Республики-Ата Журт» Омурбека Бабанова.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".