Статья
2025 18 ноября 2009 19:01

Избрана вторая треть ОП РФ

В Москве завершилось собрание членов Общественной палаты РФ нового состава. Избрана вторая треть палаты, в которую вошли видные общественные и культурные деятели.  Состав ОПРФ обновился на 30 процентов, приняв в свои ряды 16 новых представителей российской общественности.

Стало известно, что в список от общественных организаций вошли главный редактор телеканала «Russia Today» Маргарита Симоньян, председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. Также вновь членом ОП РФ избрана лидер Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.

На собрании присутствовали 32 человека из президентского списка. Им принадлежало право выбрать еще 42 членов палаты от общественности. Участники собрания рассмотрели 106 заявок.

Как рассказал «Актуальным комментариям» директор Центра политических технологий России Алексей Чеснаков, среди кандидатов было много представителей различных  благотворительных организаций, женских движений, образовательных учреждений. Очень много выдвинуто известных людей, тех, кто работал в Общественной палате  –  Анатолий Кучерена,  Мария Слободская, Евгений Юрьев, Лео Бокерия.

Все эти кандидаты одобрены на сегодяшнем собрании. 

Как заявил по его итогам главный редактор журнала «Эксперт» и член Общественной палаты с 2006 года Валерий Фадеев, в работе Общественной палаты в последние годы заметен прогресс, однако, еще не вполне достаточный. По мнению Валерия Фадеева, Общественная палата должна своими действиями опережать события. «Мы считаем, что голос общества должен быть услышан не после того, как событие произошло, а до. Примером тому может служить история с транспортным налогом», - сказал Фадеев журналистам после оглашения нового списка членов палаты.  

Напомним, что согласно указу, подписанному президентом РФ, членами первой трети Общественной палаты стали 42 человека. В частности, новыми представителями ОП РФ стали телеведущая Тина Канделаки, гендиректор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский, кинорежиссер Павел Лунгин, директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман. Кроме того, в список вошли председатель научно-общественного комитета Совета муфтиев РФ Фарид Асадуллин, постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиров, президент централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» Александр Борода, директор «Музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна» Владимир Толстой, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Формирование Общественной палаты происходит в три этапа. Первых 42 членов палаты назначает президент РФ. Они, в свою очередь, выбирают 42 представителя от общественных организаций, которые выдвигают свои кандидатуры в члены палаты. Эти кандидатуры утверждаются двумя третями голосов из ранее принятого состава палаты.

Комментарии экспертов

Если рассматривать создание Общественной палаты как некий эксперимент, то, как всякие эксперимент, в чём-то он удался, а в чём-то нет. Если рассматривать создание этой палаты как долговременную акцию с предрешённым исходом, то есть, создание на ближайшие десятилетия особой интеллектуальной палаты, дополняющей существующие палаты парламента, то в этом смысле в своих составах Общественная палата пока не может претендовать на то, чтобы стать постоянно действующим на ближайшие 10-20 лет институтом. Я подхожу к этому как к эксперименту.

Безусловно, там содержится некоторое количество «мёртвых душ», то есть людей, которые по каким-то причинам там оказались. Толку от их пребывания там нет абсолютно никакого.

В то же время, активные члены Общественной палаты повысили градус общественных дискуссий общенационального уровня – тех, которые ждёт общество от официальных структур (например, от парламентских).

Парламент и большинство депутатов парламента, кроме десятка всем известных, которые в основном и говорят по телевизионным каналам, у нас в основном молчащий. Если они начинают говорить только тогда, когда дискуссию начинает администрация президента, в том числе сам президент, то Общественная палата, которая всё-таки рассматривается как некая официальная структура, безусловно, здесь более активна, более интеллектуальна, и в этом её позитивное воздействие. По крайней мере, она показывает, что людям, представляющим власть и связанным с властью есть, что сказать. Это позитивная часть и это направление нужно развивать.

Некоторая часть тех, кто работал в Общественной палате, кто наиболее активно себя проявил (я имею в виду и публичную активность, и деловую активность) пришли через партийные механизмы в Государственную Думу, стали депутатами. Некоторые из них оживили интеллектуальную работу в Думе и просто оживили само представительство в Думе, потому что в основном депутаты у нас не говорят вообще ничего, и иногда создаётся ощущение, что не умеют говорить, что у них в принципе отсутствует эта возможность.

Если рассматривать Общественную палату, этот эксперимент, как механизм передачи из разных общественных слоёв активных интеллектуальных сил постепенно в число парламентских фракций, то это тоже понятное начинание – оздоровление депутатского корпуса через Общественную палату.

Пока механизмы регламентирования в парламентские фракции мыслящих, говорящих, активных депутатов не доминирует в реальной кадровой политике парламентских партий, здесь Общественная палата может сыграть свою роль. Вреда она точно не делает, а польза от этого есть.

В своё время у меня была версия, что Общественная палата создаётся в своём экспериментальном порядке, как некая третья палата будущего парламента, палата экспертов, палата интеллектуалов, которая продемонстрирует то, что парламентскую систему необходимо менять. Есть двухпалатные парламенты, есть однопалатные, но могут быть и трёхпалатные.  Конечно, было бы интересно, чтобы президент сам дал оценку действиям Палаты за это время и высказал свои соображения относительно её эффективности и нужности.

 

Судя по тому кругу людей, которые уже сейчас есть, и тем, кто избирается, я думаю, что работа Общественной палаты будет даже гораздо более динамичной и активной. Я большие надежды возлагаю на этот созыв. Я думаю, что мы можем сделать очень многое, потому что я вижу людей с огромным опытом именно общественной деятельности, и очень многие люди способны к широкому стратегическому мышлению. Это очень приятно. У меня очень хорошее настроение, потому что я думаю, что мы сможем горы свернуть. 

Для меня самая актуальная тема – это Кавказ и кавказская политика. Эту тему выделил президент в своём Послании, но ещё и до этого я занимался этим очень подробно. Поэтому мне очень приятно, что высшая власть тоже видит Кавказ как важнейшее направление внутренней политики России.

Общественная палата – это площадка, на которой можно что-то делать, можно ничего не делать, а можно делать что-то очень значимое. Здесь нет четкого регламента как в Государственной Думе. Здесь много зависит от нас самих. 

Свою главную задачу в Общественной палате я вижу в формировании культурной политики, опубликовании её в общественном смысле. Будем пытаться обязать министерство культуры принять эту культурную политику, а потом контролировать исполнение. Это главное.

Особых полномочий у нас нет, есть только освещённая площадка. На ней можно пытаться искать полномочия… Например, у депутатов они есть, но насколько наши депутаты сейчас влияют на общественную жизнь? Мы понимаем, что не очень. Даже законы в основном пишут не они, а правительство.

Так и здесь. Если не пытаться реализовывать полномочия, а пытаться использовать площадку для формирования сначала общественного мнения, потом с помощью Общественной палаты это мнение превращать в давление (в данном случае, на министерство культуры), а потом в контрольный орган, то тогда все получится.

Мы не должны пытаться быть третьей законодательной палатой, то есть снова писать закон. Надо найти своё лицо. Насколько я вижу, определённая общественная активность в стране существует, и, значит, Общественная палата будет играть более значимую роль. Уж точно более значимую, чем Совет Федерации. А там посмотрим.
 

Каких-либо привилегий у членов Общественной палаты нет. Мы не пользуемся никакими льготами, не получаем зарплату, у нас нет статуса неприкосновенности, нет особого статуса запроса члена Палаты. Единственное - то, что за 4 года Общественную палату стали знать на федеральном и региональном уровне. Она воспринимается как серьёзный общественный институт.

И это не позволяет чиновникам отмахнуться от предложений членов Палаты, запросов. Наши предложения были включены и в Послание президента, и по инициативе Общественной палаты был принят закон об общественном контроле за местами принудительного содержания, то есть за тюрьмами, колониями, следственными изоляторами. Члены Палаты вносили свои предложения в антикризисный план правительства, антикоррупционный план.

Единственное - то, что по удостоверению Общественной палаты мы можем входить в органы законодательной и исполнительной власти, встречаться с чиновниками. Пожалуй, это наше единственное преимущество.

У членов Палаты очень много обязанностей, потому что регулярно приходят десятки писем из разных регионов. Это жалобы конкретных людей на судебную систему, правоохранительные органы. Сейчас в очень большой степени это вопросы выплат зарплаты, высокие тарифы по ЖКХ, проблема медицинского обслуживания, проблема потребительского рынка и т.д.

По указу президента, сейчас Общественная палата обязана делать экспертизу законопроектов, которые проходят через Думу. Рассматривается вопрос об обязательном выступлении членов Палаты на думских слушаниях. Я бы ещё придал особый статус запросу члена Общественной палаты и обязательные выступления правительства и законодательных органов перед Общественной палатой, как это делается в зарубежных европейских странах, где есть аналоги Общественной палаты. Они представляют собой социально-экономические советы, и там обязательно выступление премьеров, министров перед общественниками и отчёт о своей деятельности.
 

Сегодня мы выбрали людей. Большая половина мне хорошо знакома, а определённая часть этих людей вообще является, в некоторых смыслах, моими единомышленниками. Я имею в виду, например, Маргариту Симонян, с которой мы, абсолютно очевидно, будем двигаться и работать вместе. Да и с другими членами ОП РФ. Вот, Максим Шевченко предложил войти в его комиссию.

То есть мы все - люди одной профессии. И с этой точки зрения, нам будет очень легко и удобно понимать друг друга и поддерживать друг друга. Когда в Общественной палате оказываются такие молодые, современные, активные работающие журналисты и Общественные деятели, то понятно, что многие вопросы смогут решаться гораздо быстрее.

Я буду присоединяться к комиссии, связанному с делами молодёжи, с делами образования. А так – в зависимости от того, что будет предлагаться, какие интересные темы будут подниматься, в которых я смогла бы быть эффективной. Дело же не в том, чтобы вступить в комиссию. Дело в том, чтобы быть в этой комиссии эффективной. В зависимости от этого и буду формировать свой выбор.

В Общественной палате я планирую сосредоточиться на нескольких направлениях. Как я уже говорил ранее, это конкретная помощь людям, которые обращаются в программу. Это доведение до руководства ещё через одну трибуну информации о реальных проблемах, которые существуют у больших групп граждан в области человека и закона, правовой области и т.д.

Плюс к этому, вторая главная для меня тема – это всё, что происходит с нашим кино сейчас. Так как я сейчас этим занимаюсь очень плотно и постоянно, я знаю, что мы уже придумали, как за счёт системного решения сделать так, чтобы наше кино наконец-то получило настоящий толчок к развитию. Я уже сейчас договорился со всеми с кем только возможно о том, что мы будем постоянно рассказывать людям, объяснять обществу, как надо всё это делать. В ближайшее время мы в Общественной палате сделаем такие слушания и сделаем официальное заявление по поводу той ситуации, которая сейчас существует в кино.
 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".