Статья
1371 20 апреля 2012 12:22

Изменение модели

Основным трендом недели стал отчет правительства за 2011 год. В преддверии мероприятия в информационном поле активизировалось обсуждение возможных кадровых перестановок в Кабмине и Администрации президента после рокировки Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Изменение модели государственного управления неизбежно после возвращения последнего в Кремль. «Пирамиды вице-премьеров», функционировавшие в период с 2008 по 2011 год, достанутся новому главе правительства в усеченном формате.

Перемещение рычагов управления отечественной экономикой в Администрацию президента (АП) началось несколько месяцев назад. В перспективе именно на этом уровне будут приниматься кадровые решения в госсекторе, и управляться стратегические отрасли РФ. 

Новые задачи потребуют институциональных трансформаций. Изменения в структуре АП уже начались. Пока они затронули только политическую часть администрации – управление внутренней политики, но в ближайшие недели системные сдвиги начнутся и в экономических подразделениях. Реформирование пройдет в Экспертном управлении президента (ЭУП), обезглавленном после ухода Ильи Ломакина-Румянцева. Новым руководителем «экономической пирамиды» АП станет Станислав Воскресенский. Замглавы Минэкономразвития получит пост или экономического помощника президента, или руководителя ЭУП. При этом в отличие от правительства, система экономического управления АП останется в большей степени горизонтальной. 

Помимо экономического помощника решения будут приниматься на уровне замглавы администрации президента. Первоначально предполагалось, что на эту позицию может вернуться Игорь Сечин или его креатура. Однако в последние недели на федеральном уровне обсуждается альтернативный сценарий возвращения чиновника в «президентский блок». Сечин может возглавить «силовое мегаминистерство», объединяющее МВД и МЧС. Последнее уже покинул Сергей Шойгу. При этом промышленный чиновник точно покинет правительство после того как Дмитрий Медведев возглавит Кабинет министров, а должность сырьевого вице-премьера будет серьезно ослаблена и часть его функционала вернется в Кремль.

Вслед за АП начнет меняться и структура экономических ведомств  правительства. Серьезные изменения ждет функционал вице-премьеров. Перераспределение экономических полномочий чиновников началось после десантирования в Кабмин Дмитрия Рогозина и Владислава Суркова. Формирование новых позиций – военного и инновационно-социального вице-премьеров, оставляет значительное пространство для маневра у остальных. Монолитной останется должность куратора АПК, тем более, что соответствующий функционал выведен из-под контроля Владислава Суркова. Остальные функции будут сгруппированы под конкретных политиков. Уже сейчас можно сказать, что портфельных вице-премьеров в правительстве не останется. Единственным представителем этого формата являлся Алексей Кудрин. Причем, стратегическая должность специально создавалась под экс-главу Минфина, чтобы сохранить его в правительстве.

Помимо перераспределения функционала профильных вице-премьеров серьезные изменения претерпят сами министерства. Здесь будут представлены два основных направления функциональной работы – группировка и разделение. Модель группирования была одним из основных лейтмотивов административной реформы Дмитрия Козака. Собственно группирование воспроизводит данную схему. Наиболее резонансным может стать объединение Минтранса и Минкомсвязи. Ведомства уже были объединены под руководством Игоря Левитина, но профильный министр так и не смог решить проблему координации стратегических министерств, и суперструктура развалилось на связь и транспорт. 

В третье президентство Путина Минтранссвязи может быть восстановлено. Причем, в процессе объединения в отдельную структуру будет выделено Министерство по массовым коммуникациям (Минком). Соответствующий функционал традиционно находился в АП и был передан на уровень правительства исключительно под Игоря Щеголева. Своему усилению чиновник обязан работе в АП, где он сначала возглавил Управление пресс-службы, а потом протокол главы государства. В рамках своего функционала Щеголев совместно с Алексеем Громовым курировал «кремлевский пул» журналистов, особенно на ключевых мероприятиях. После перехода Владимира Путина в правительство Игорь Щеголев получил пост главы Минсвязи с расчетом на расширение полномочий ведомства. При Реймане министерство интенсивно занималась сотовой связью. Именно усилиями экс-министра данное направление развивалась наиболее динамично. Остальные сферы деятельности ведомства были менее интересны министерству и форсировано продвигались в рамках смежных проектов. Группа Игоря Щеголева, напротив, сделала ставку на усиление позиций по всем направлениям. Более того, министерство получило возможность контролировать деятельность СМИ. Соответствующие функции выведены из Минкультуры. В результате были увеличено количество замов, департаментов, подконтрольных служб и агентств. Таким образом, Минсвязи было преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи).

Объединение ведомств будет сопровождаться и разделением структур. Помимо упомянутого Минкома в правительстве может появиться Министерство труда и социального развития, которое будет выделено из Минздравсоцразвития. Образованные в результате Минздрав и Минтруд будут управляться собственными министрами. Причем, в качестве наиболее вероятного кандидата на должность главы Минтруда называют Андрея Исаева или представителей профсоюзов, а Минздрав средства массовой информации сватают профильному специалисту с медицинским образованием. 

До апреля 2012 года уход прочили главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой. Министра оставляли «за бортом» нового Кабмина из-за проблем с госзаказом в здравоохранении. В 2011 году Следственный департамент МВД России при поддержке ФАС провели обыски в ряде фармацевтических компаний, часть из которых находилась в «близких отношениях» с министром. Главе Минздравсоцразвития после многомесячной аппаратной борьбы удалось провести через Госдуму и Совет Федерации законопроект «Об обращении лекарственных средств». Документ предусматривал изменение регулирования всех этапов обращения лекарств - от разработки препарата до проверки безопасности его применения. Если по действовавшему ранее закону регистрация и экспертиза лекарственных средств проходила в Росздравнадзоре, который формально являлся независимой от министерства инстанцией, то нововведение привело к созданию нового федерального госучреждения с функцией контроля за экспертизой лекарств. Причем, новое учреждение, в отличие от Росздравнадзора, вошло в систему Минздравсоцразвития и контролируется главой ведомства. 

Новая система позволила Голиковой более эффективно лоббировать интересы дружественных бизнес-структур - «Фармстандарта» и ФГУП НПО «Микроген». Один из собственников «Фармстандарта» Виктор Харитонин считается человеком, близким к семье Голиковой. Глава Минздравсоцразвития уже несколько раз поддерживала стратегические проекты «Фармстандарта». Так, в период борьбы со свиным гриппом именно Голикова пролоббировала закупки основного лекарственного препарата бизнес-структуры - «Арбидола». И это притом, что на госфинансирование претендовали крупнейшие российские и иностранные фармакологические компании. Кроме того, препарат был рекомендован Минздравсоцразвития как наиболее эффективное средство борьбы со свиным гриппом.  Помимо «Фармстандарта» серьезные преференции получил ФГУП НПО «Микроген», гендиректором которого является родственник Виктора Харитонина - Лев Григорьев. Последний также получил финансирование Минздравсоцразвития в рамках госзаказа. Именно отраслевая фронда конкурентов «Фармстандарта» выдавливала Голикову из здравоохранения. 

Однако в последние месяцы глава Минздравсоцразвития сумела серьезно укрепить позиции, и после череды аппаратных побед она может остаться в Кабмине. При этом должность Голиковой пока не определена. Она может уйти в Минфин. В этом случае профильным социальным вице-премьером может стать Эльвира Набиуллина.  

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".