Статья
1142 29 сентября 2009 0:02

Изменения в бюджет 2009 года

Совет Федерации на внеочередном заседании во вторник одобрил закон о внесении изменений в федеральный бюджет 2009 года.

Сенаторы внесли поправки в правительственный законопроект «О внесении изменений в закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»». Госдума приняла этот документ в минувшую пятницу.

Поправки предусматривают увеличение расходов федерального бюджета на 2009 год на 152,99 млрд рублей, или на 0,4% ВВП, до 9 трлн 845 млрд 217,6 млн рублей (24,2% ВВП). Рост расходов обеспечивается за счет аналогичного увеличения объема дефицита федерального бюджета, который в соответствии с поправками составит 3 трлн 131 млрд 396,6 млн рублей, или 7,7% ВВП, против планировавшихся 2 трлн 978 млрд 398,3 млн рублей, или 7,4% ВВП.

Россия вышла из рецессии, и в стране начинается инвестиционная активность, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. «Можно говорить сегодня о том, что Россия вышла из рецессии, а также можно говорить о том, что сегодня мы проходим через определенную черту, после которой начнется рост инвестиционной активности», - сказал Кудрин, отвечая на вопросы членов Совета Федерации.

По его словам, в изменениях, которые касаются федерального бюджета на 2009 год, направляется достаточно средств в экономику, с тем чтобы они начали работать уже в ближайшие две недели.

При этом министр отметил, что в измененном бюджете перераспределены средства с упором на новые технологии, в том числе 15 млрд руб. выделяется на новое оснащение в рамках корпорации «Росатом».

По словам Кудрина, 4,3 млрд руб. получит российская корпорация «МИГ». «Это конкурентоспособная корпорация, и эти средства пойдут на обеспечение заказа на новое оборудование для современных МиГов, в том числе на создание многоцелевого транспортного российско-индийского самолета», - сообщил Алексей Кудрин.

Отдельно он выделил тот аспект бюджета, из которого значительная часть пойдет на социальные расходы, в том числе на строительство жилья для военнослужащих и обеспечение жильем ветеранов. «В этом вопросе мы пользуемся статистикой из регионов, так же как и согласовываем с субъектами вопросы софинансирования ЖКХ», - отметил Кудрин.

Позже, выступая на инвестиционном форуме, организованном компанией «ВТБ Капитал», Алексей Кудрин отметил, что дефицит федерального бюджета в 2009 году может превысить 8%. «В 2009 году дефицит составит 8%, может быть, чуть больше», - сказал министр финансов. На 2010 год дефицит запланирован в размере 6,8% ВВП, напомнил он.

---

Изменение общей суммы расходов государственного бюджета на 2009 год связано с учетом планируемых операций по докапитализации банковского сектора посредством обмена ОФЗ в сумме до 150 млрд рублей на привилегированные акции банков, осуществлением выкупа дополнительной эмиссии акций ОАО "ВПК "НПО машиностроения" в пользу РФ для реализации проекта "БраМос" (российско-индийский проект по разработке сверхзвуковых ракет) на 4,980 млрд рублей, а также сокращения бюджетных ассигнований на финансирование проектов, осуществляемых за счет средств целевых иностранных заимствований на 1 млрд 981,8 млн рублей.

Кроме того, в соответствии с поправками планируется перераспределить 141,77 млрд рублей из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств.

В частности, на реализацию публичных нормативных обязательств РФ будет направлено 10,36 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики - 70,88 млрд рублей, на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,44 млрд рублей, на покрытие дефицита Фонда социального страхования - 14,7 млрд рублей, на бюджетные инвестиции - 8 млрд рублей и еще 8,348 млрд рублей - на другие мероприятия.

В частности, из 10,36 млрд рублей на погашение задолженности по вступившим в силу судебным решениям по перерасчету возмещения вреда гражданам, подвергшимся радиации, планируется направить 3 млрд рублей, на выплату пенсий и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы в результате оптимизации структуры Вооруженных сил РФ - 7,360 млрд рублей.

Из средств, предусмотренных на поддержку реального сектора экономики, по 15 млрд рублей планируется направить на имущественный взнос РФ в госкорпорацию "Росатом" на приобретение акций ЗАО "Атомредметзолото", на субсидию в виде имущественного взноса на строительство атомных электростанций и на взнос в уставный капитал ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ".

На приобретение дополнительных акций, выпускаемых при увеличении уставного капитала ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", будет направлено 12 млрд 998,7 млн рублей, еще 4 млрд 329,6 млн рублей - на взнос в уставный капитал корпорации на выполнение обязательств по разработке многоцелевого транспортного самолета. Субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций в связи с увеличением объема зерна в интервенционном фонде предусмотрены в сумме 6,289 млрд рублей.

Предусмотрен также имущественный взнос РФ в госкорпорацию "Ростехнологии" в размере 1,440 млрд рублей на мероприятия в рамках специальных решений и взнос в уставный капитал Россельхозбанка для кредитования реального сектора экономики в размере 825,5 млн рублей.ей.

Как заявил агентству "Интерфакс-АФИ" первый заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Дмитрий Саблин, принятые правительством РФ и Банком России антикризисные меры способствовали некоторому оживлению российской экономики. "Намечается тенденция роста инвестиций в основной капитал, наблюдается небольшой рост производства", - сказал он.

По мнению депутата, правительству РФ в текущем году необходимо принять меры по обеспечению в полном объеме исполнения расходов федерального бюджета, в том числе предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ, а также повышению бюджетной дисциплины и качества управления государственными финансами.

В свою очередь, член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова отметила, что расходы федерального бюджета на инвестиции законопроектом увеличены на 25,1 млрд рублей.

"Законопроект подготовлен в целях дополнительной поддержки банковского и реального секторов экономики, финансового обеспечения публичных нормативных обязательств РФ и социальной защищенности отдельных категорий граждан", - сказала депутат журналистам.

Кроме того, она сообщила, что законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов на 14,7 млрд рублей для покрытия возможного дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ, связанного с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию.

Комментарии экспертов

Увеличение расходов в бюджете-2009 отражает особенности сегодняшней финансовой политики. Она заключается в том, что сокращение дефицита в будущем 2010 году, которое можно было заложить в данные расходы, было фактически реализовано в 2009 году. И во многом произошло перетекание ликвидности и перетекание расходов, прежде всего. Кстати говоря, это позволило снизить дефицит будущего года.

В принципе, на фоне недоосвоенности уже действующих программ и запуска новых программ, это может привести к серьёзному бюджетному расходному навесу в конце декабря. Традиционно ведомства оставляют до декабря денежные средства и потом их активно осваивают. Это различные фонды, так называемые расходы про запас, что усиливается еще и особенностью финансовой политики. Это приведёт к резкому дефициту бюджета в последний квартал 2009 года и, соответственно, резкому расходованию резервного фонда. Такая перспектива уже заставила Минфин изменить график расходования средств и заложить в резервный фонд больше средств на расходы.

Что касается инвестиций в производственные корпорации («Ростехнологии», например, а также расходы по госкомпаниям), то здесь есть определённое отсутствие методики или системы работы и системы оценки освоения и эффективности менеджмента и ревизионных комиссий. Пока денежные средства осваиваются очень нецелесообразно. Классическим примером тому является, например, ситуация с Объединенной авиастроительной корпорацией, которая несмотря на значительную финансовую поддержку и целый спектр экономических проектов, аккумулировала один из крупнейших долгов в отраслях. Несмотря на значительный рост финансирования, ей удалось аккумулировать колоссальные долги в отраслях. Выше – только ВПК, который курирует «Ростехнологии». Поэтому эффективность использования как системы госкорпораций, так и госкомпаний пока остаётся крайне низкой. И это как раз заставляет федеральный центр ужесточать контроль за бизнес-структурами и повышать эффективность их управления.

С моей точки зрения, увеличение бюджетных расходов по целому ряду направлений (например, на госкорпорации и на некоторые другие) отражает потребность национальной экономики и не приведёт к ухудшению ситуации в бюджетном процессе, не ухудшит исполнение бюджета. Тем более, что (как показывают последние прогнозы и анализ ситуации) экономическое развитие может стать более интенсивным в следующем году. И в бюджете просто учитывается благоприятное изменение макроэкономической ситуации. 

Что касается Кудрина. Думаю, что министр финансов действительно констатирует те позитивные изменения, которые произошли. Они произошли в целом ряде сфер, в том числе в инвестиционном процессе. Но мне кажется, что говорить об окончательном завершении спада и переходе к устойчивому подъёму пока рано. Целый ряд факторов, которые неблагоприятно характеризуют экономическую ситуацию, не дает оснований для окончательного оптимизма. 

Я думаю, что об устойчивом экономическом росте можно будет говорить, только если рост ВВП и подъём экономики в целом продлится хотя бы шесть месяцев. То есть если мы будем наблюдать не отдельные очаги оживления в море спада, а если подъём ВВП станет устойчивой тенденцией и продлится примерно шесть месяцев. Пусть даже подъем будет относительно небольшим, но он должен быть стабильным. 

До этого можно говорить лишь об оживлении экономики в рамках преобладания кризисных явлений. То есть ситуация такова: преобладают кризисные тенденции, и если изобразить буквой L развитие кризиса, то сейчас проходит нижняя фаза. Мы ползём по дну, и на этом дне образуются некие всплески. А о подъёме можно будет говорить, когда мы начнём устойчиво подниматься вверх.

Давайте рассмотрим, как правительственная политика расходования бюджета была связана с поддержкой экономики и антикризисными мерами. Что означала фокусировка на решении социальных проблем и сохранении социальных расходов в отличие от того, что делали многие другие страны? Это означало поддержку потребительского сектора, потому что социальные расходы были предназначены наименее обеспеченным группам, которые как раз предъявляют спрос на российские товары. Если высокодоходные группы предъявляют спрос на импорт, то низкодоходные – на российские товары. Тем более, что произошла девальвация рубля, был отсечён китайский импорт (самый дешёвый) и одновременно урезаны квоты на птицу и свинину. 

Все это привело к существенному росту сельского хозяйства в целом, сохранению позиций пищевой промышленности, абсолютному росту производства свинины и птицы по отношению к 2008 году. Сельское хозяйство в целом выросло по отношению к 2008 году. Я раньше грешным делом думал, что у нас лёгкая промышленность просто умерла. Но, хоть в ряде секторов и есть падение, тем не менее, в отрасли наблюдается восстановительный рост. Антикризисные меры удержали лёгкую промышленность на плаву, потому что если бы это не было сделано, она бы просто тихо почила.

В этом смысле решение Путина о повышении пенсий, по поводу которого ведутся бурные дискуссии, станет огромным напряжением для бюджета, но это одновременно и поддержка ЖКХ, в котором всё сейчас не так просто. Конечно, в ЖКХ, да и в других сферах, процветает безудержное воровство. Поддержка ЖКХ, пищевой промышленности и в значительной мере российской промышленности, особенно если борьба с контрафактом не будет ограничена только Черкизовским рынком, - это реальные плоды антикризисных мер правительства и увеличения расходных частей бюджета.

Цифра дняЦифра дня 70 процентов составит увеличение оборонного бюджета РФ в 2024 году 30 июня 2023 Новости  Дефицит военного бюджета США: проект Палаты представителей на 2024 год сокращает расходы Комитет по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США принял собственную версию военного бюджета на следующий финансовый год. Проект сокращает расходы на оборону на общую сумму $4 млрд на те закупки, которые уже недофинансированы, отмечает старший научный сотрудник американского аналитического центра American Enterprise Institution (Американский институт предпринимательства, AEI) Элейн МакКаскер.  9 декабря 2022 Новости  Проблемы оборонного бюджета США: оценки экспертов В тексте американского закона об оборонном бюджете есть ряд недостатков, считает старший научный сотрудник американского аналитического центра The Heritage Foundation Майя Кларк. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".