Статья
506 23 Июля 2014 11:19

Изменения в конституцию Украины

За всеми последними бурными событиями почти незамеченным проходит процесс, который должен занимать одно из центральных мест в общественной жизни. Речь о проекте изменений в конституцию Украины, поданном в Верховную Раду президентом Порошенко.

С какой целью в стране, сотрясаемой противоречиями и конфликтами, должны вноситься конституционные изменения? С целью урегулировать эти противоречия и конфликты, найти решения для проблем, вызвавших к жизни эти конфликты, и закрепить механизмы, которые позволят избежать подобного в будущем.

Главная проблема, стоящая сейчас перед Украиной – это, вне всяких сомнений, гражданская война на Востоке. Соответственно, проект конституционных изменений должен дать ответ на вопрос: услышала ли киевская власть требования Юго-Востока, готова ли она идти им на встречу?

Такой ответ в проекте конституционных изменений от Порошенко действительно прозвучал. И этот ответ – отрицательный.

В конституционном проекте нет никакого повышения статуса русского языка - ни в качестве признания его как второго государственного, ни придания ему какого-либо иного специального статуса на общегосударственном уровне.

Не поднимается вопрос и о переходе Украины к федеративному устройству. Украина по-прежнему остается унитарным государством. И даже те меры, которые предложены в качестве широко разрекламированной «децентрализации», являются во многом фикцией.

Так, в проекте конституционных изменений, действительно, предусмотрена отмена должностей глав местных администраций, назначаемых из Киева.

Но вместо этого вводятся должности представителей президента Украины, назначаемые, как и до этого главы администраций, и в области (переименованные в новом конституционном проекте в регионы), и в районы самим президентом.

При этом представители президента смогут останавливать любое, без исключения, решение любого органа местного самоуправления — сельского, поселкового, городского совета или их исполнительных органов, а также получают много других полномочий.

Кроме того, президент сможет, получив соответствующий вердикт Конституционного суда, досрочно прекращать полномочия органов местной власти.

Да и вообще, проект изменений в Конституцию, по давней украинской политической традиции, писался новым президентом явно «под себя». А потому президентские полномочия в этом проекте  планируется увеличить в сравнении с ныне действующей Конституцией 2004 года.

Так, в проекте предполагается полностью подчинить президенту весь силовой блок. Если в действующей редакции Конституции Верховная Рада дает согласие и на назначение, и на увольнение Генпрокурора, то теперь парламенту предлагается отказаться от права увольнять главу ГПУ, — президент собирается решать этот вопрос единолично.

То же самое касается и глав СБУ и ГБР - Государственного бюро расследований (органа, который должен быть создан для борьбы с коррупцией). Порошенко предлагает предоставить ему единоличное право принятия решения относительно увольнения руководителей этих структур.

Помимо этого, в проекте конституционных изменений предлагается полностью устранить парламент от процесса назначения и увольнения главы Антимонопольного комитета, – передав этот орган власти под полный контроль президента. 

Наконец, заслуживает особого внимания то, как именно проходил процесс разработки и подачи проекта конституционных изменений.

Привлекал ли «президент от Майдана» (как позиционирует сам себя Порошенко) к разработке этого проекта общественные организации и разные политические партии – хотя бы парламентские? Была ли прозрачной процедура подготовки конституционных изменений? Проходили ли какие-то общественные слушания по этому поводу? Выдвигались ли какие-либо альтернативные предложения и варианты? 

Нет, нет и еще раз нет! Ничего этого сделано не было. Новому «президенту-демократу» все это абсолютно не интересно и не нужно.

А его проект, не решающий ни одной проблемы в стране, в свою очередь, не нужен обществу.

Директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш специально для «Актуальных комментариев».

Комментарии для сайта Cackle
8 Ноября 2019 Колонки
Госдепартамент США планирует ликвидировать пост спецпредставителя по вопросам Украины
 Госдепартамент США планирует ликвидировать пост спецпредставителя по вопросам Украины Должность специального представителя США в Украине, которую ранее занимал Курт Волкер, первый высокопоставленный чиновник, ушедший в отставку в ходе расследования импичмента президента Дональда Трампа.
16 Октября 2019 Новости
Период разочарования: эксперты о причинах падения рейтинга Зеленского
 Период разочарования: эксперты о причинах падения рейтинга Зеленского Рейтинг одобрения президента Украины Владимира Зеленского начал снижаться. Об этом говорят результаты опроса Киевского международного института социологии (КМИС). Чем объясняются такие результаты?
11 Октября 2019 Анонс
Саммит СНГ
 Саммит СНГ 11 октября в Ашхабаде пройдет саммит глав государств-членов СНГ. Ожидается, что стороны подпишут Декларацию о стратегическом экономическом сотрудничестве. Кроме того, на мероприятие приглашен президент Украины Владимир Зеленский и глава МИД Украины Вадим Пристайко.
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".