К 70% чиновников в сфере госзакупок возникли вопросы
Пять тысяч членов комиссий по госзакупкам в Москве прошли тестирование на полиграфе, рассказала директор Центра воспитательной и социально-психологической работы Московского городского университета управления Галина Королева, сообщает «Интерфакс».
«Тестирование на полиграфе прошли пять тысяч членов комиссий по госзакупкам, и к 70% опрошенных есть вопросы», - заявила Королева.
Она отметила, что тестирование является добровольным. «Мы не можем принуждать членов комиссии в обязательном порядке проходить тестирование на полиграфе, эта процедура является добровольной», - добавила директор Центра.
Королева уточнила, что к 70% из пяти тысяч протестированных членов комиссий по госзакупкам есть вопросы, прежде всего, в профессиональной неподготовленности. «Эти люди будут проходить дополнительное обучение, им будут разъясняться дополнительно особенности проведения торгов. Нередко члены комиссий не осознают всей ответственности за принимаемые решения, на специальных занятиях мы также будем работать в этом направлении», - пояснила она.
В свою очередь руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев подчеркнул, что столичные власти уделяют особое внимание кадровому составу комиссий. «Кадровый состав закупочных комиссий крайне важен для нас, необходимо усилить работу в этом направлении. Приоритет при определении состава закупочных комиссий будет у тех лиц, которые прошли специальное обучение», - сказал он.
«Актуальные комментарии» сообщали, что мэр Москвы Сергей Собянин уверен, столичные чиновники персонально отвечают за формирование тендеров на госзаказ.
Собянин сказал: «Картина в целом не только, как выяснилось, по департаменту здравоохранения, но и по другим по итогам 2010 года, к сожалению, не очень красивая».
Ранее президент России Дмитрий Медведев заявил, что в России необходимо создать федеральную контрактную систему, организовать сквозной мониторинг госзакупок.
Начальник контрольного управления главы государства Константин Чуйченко сказал: «Нынешняя система госзакупок имеет серьезные проблемы: отсутствие мониторинга цен, анализ исполнения контрактов, до сих пор не разработанный механизм определения начальных цен, увязанных с мировыми».
По мнению чиновника, «надо сформировать систему сквозного мониторинга, которая позволит своевременно вскрывать неэффективные закупки и будет служить основой для правовой оценки заключенных контрактов». Чуйченко подчеркнул необходимость введения персональной ответственности за заключение и выполнение контрактов.
Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:
Действительно, в Российской Федерации значительная часть бизнес-структур связана со сферой госзакупок, и в этой сфере ввиду ее непрозрачности очень серьезная коррупционная составляющая (она в основном там и реализуется). Очевидно, что для того, чтобы бороться с воровством, нужно повышать прозрачность закупок – выходить на интернет-аукционы, выходить на дистанционные формы размещения.
Второе – необходимо выстраивать эффективную судебную систему, квалифицированную, способную расследовать сложные, и, как правило, очень запутанные экономические дела и обладающую квалификацией и доверием у всех сторон, участвующих в процессе.
Также здесь имеет смысл привести к некоему ужесточению осуждения за коррупционные схемы. Другое дело, что введение смертной казни – это, наверно, слишком радикальное решение. Важно, чтобы долгие сроки и антикоррупционные кампании не использовались как борьба между различными группами влияния. Но в целом решение по ужесточению срока достаточно справедливое.
И, естественно, необходимы различные схемы, связанные с так называемым «волчьим билетом на профессию» – то есть невозможностью занимать аналогичные должности, либо, соответственно, в случае, если уличены исполнители и посредники, необходимо искать и заказчиков, которые, как правило, под эти дела не подпадают.
Плюс ко всему необходимо работать и с экономической активностью самих предпринимателей – как правило, про различные конкурсы становится известно именно от конкурирующих структур. Поэтому здесь крайне важно создать более цивилизованную схему работы самих бизнес-структур как таковых в Российской Федерации.
Это существенно повысит доверие в целом к госзакупкам, их эффективность (потому что их эффективности во многом препятствует коррупционная маржа, которая в них присутствует), и, соответственно, превратит госзакупки из госкормушки в эффективный инструмент развития экономики РФ. Ведь в конечном счете госзакупки определяют те направления и приоритеты, которые государству интересны и, соответственно, создает стимулы для развития внутреннего предпринимательства.
Если эти стимулы будут наработаны только на приближенных к госструктурам компаниям, то эффективность для развития в целом секторов будет не очень высока и госзакупки будут все время дорожать, и расходы государства по этой статье будут увеличиваться.
Поэтому в принципе повышение эффективности, усиление государственного контроля и открытие доступа к государственному заказу со стороны правительства и федеральных ведомств – это важный шаг к повышению прозрачности как самой системы, так и повышению эффективности экономики. Особенно остро эта проблема будет стоять в регионах, где ситуация, как и инвестиционный климат, очень сильно различается.