Статья
27 3 Мая 2010 3:44

Кабаре

Артистические кабаре были ночными двойниками модернизма, юными и бесшабашными, а их голос, временами осипший, был голосом самого города, или О тусовках авангарда модернизации.

Комментарии экспертов

 

В ситуации, когда каналы активности «модернизационных энергий» становятся труднопроходимыми, энергия интеллектуального процесса начинает искать специфические и плохо модерируемые формы для своей реализации.

Книга Лизы Аппиньянези, вышедшая в серии «Культура повседневности» НЛО, «Кабаре», доказывает, что сто лет назад это утверждение было так же верно, как и теперь. Собственно, «Кабаре» от НЛО — это не совсем книга о кабаре. Во всяком случае, не о том роде кабаре, который известен нам по кинофильмам с Лайзой Минелли.

В центре внимания Аппиньянези феномен кабаре не как зоны развлечения, а как зоны, где создается идеология и культурная основа для авангарда модернизации. Как очевидно, в такую форму этот процесс смог вылиться только в странах с централизованной и реакционной формой управления государством. В кабаре это Россия, Германия и, что естественно, Франция бэль эпок.

Отдельного внимания заслуживает то, что феномена политического кабаре не было ни в Англии, с её общественным консерватизмом, ни в США, где, по мнению автора, необходимость в такой форме самовыражения, как полуподпольный формат кабаре.

При этом, важнейшим условием для эффективного осуществления идеологического развития остается относительная лояльность Власти и общества к тому, что воспроизводит среда модернизаторов.

В противном случае возникает модель нацистской Германии: сперва богатейший культурный потенциал Веймарской республики вырождается в низкокачественную сатиру, от которой отворачиваются и те немногие, кто был заинтересован в «авангарде», а потом уже низкокачественных сатириков отправляют в концентрационные лагеря.

Если же потребитель того развлечения, которое становится следствием тонкой культурной химии, находится — кабаре может стать местом, где зародится не только новое искусство, но и новое политическое течение. Не зря же Ленин так любил посещать парижские кабаре?

Лиза Аппиньянези, «Кабаре», М.: НЛО, 2010 — 288 с.

Книга приобретена в магазине «Фаланстер»


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".