Кагарлицкий: Фурсенко игнорирует мнение населения
В основе проблем российского образования лежит курс его реформирования, состоящий в том, чтобы соединить коммерциализацию с формализацией процесса, заявил директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий.
«При этом подходе говорят про знание, умение, навыки и компетенции. Что такое компетенция, вообще никто толком не знает. Но зато пропускают принципиально целый ряд важнейших функций образования - это воспитательная функция, социализация, формирование единой культуры, которая является общей для всей страны и для всего общества», - сказал Кагарлицкий в интервью «Актуальным комментариям», рассуждая о проблемах российского образования.
Он отметил, что сейчас уничтожается один из плюсов советской системы образования – принцип горизонтальной мобильности, состоящий в том, что люди могли переходить из одной сферы деятельности в другую, при этом радикально не переучиваться, а имея базовые знания. По мнению эксперта, необходимы не только вертикальные, но и горизонтальные социальные лифты.
Кроме того, Кагарлицкий обратил внимание на то, что в образовании уничтожается бесплатность, то есть его доступность, и главной становится коммерциализация подхода, когда вместо права на образование предлагаются услуги.
«Понятно, что проблема образования не связана с недостатком средств в отличие от 90- х годов. Их очень много, но они тратятся неэффективно, причем, чем больше тратится средств, тем менее эффективно тратится. Мы видим на фоне увеличения финансирования образовательных проектов как стремительно падает качество», - констатировал эксперт.
Говоря о министре образования, он отметил, что Фурсенко, проводя такую образовательную политику, демонстративно и вызывающе игнорирует мнение подавляющего большинства населения. «Поэтому уход Фурсенко будет очень важным сигналом, который для общества будет означать, что возможны изменения в образовательной политике, пересмотр приоритетов в образовании», - сказал Борис Кагарлицкий.