Новость
1863 11 ноября 2020 15:41

Как пандемия изменит наше образование

Пандемия COVID-19 доставила огромное количество неудобств школьному образованию. Сбалансировать работу и учебу оказалось нереально, когда все важнейшие ресурсы — время, физическое пространство, Интернет, эмоциональные резервы — ограничены.

Дистанционное образование не подходит для детей младшего возраста, особенно в условиях, когда у многих учащихся нет доступа к технологиям, необходимым для онлайн-обучения. Но качество школьного образования и до пандемии оставляло желать лучшего. Пандемия выявила давнее невнимание к потребностям детей в развитии — таким базовым потребностям, как физические упражнения, время на свежем воздухе, разговоры, игры и даже сон. Родители не только видят, насколько неполноценным является удаленное обучение, но и отмечают, что многие проблемы онлайн-обучения — это просто усугубление проблем с очным обучением, пишет американский педагог и писатель Эрика Кристакис в журнале The Atlantic.

Удивительно, как мало школ изменилось с течением времени. В начальном образовании также ценятся знания, которое слишком сфокусированы на овладении поверхностными (но удобными для тестирования) навыками, не связанными с реальным содержанием знаний или критическим мышлением. И многое из того, что изменилось — меньшее количество взаимодействий с учителями, задания на iPad или компьютерах, суженный учебный план — возможно, только ухудшило положение.

С тех пор, как прошлой весной стало ясно, что закрытие школ будет продолжительным, мы услышали волну обеспокоенности по поводу возможной потери знаний. Анализ McKinsey показал, что если дистанционное обучение продолжится в 2021 году, то студенты будут страдать в среднем от семимесячной «потери знаний», по сути, они отстанут на семь месяцев в овладении определенными концепциями и навыками. В докладе Брукингского института, опубликованном весной, говорится, что продолжительный перерыв в очном обучении может привести к потере значительной части прогресса в области математики и чтения.

Эффект от этих потенциальных неудач в обучении не следует недооценивать. Но картина становится более мрачной, если учесть, что многие дети из самых разных слоев общества, кажется, довольно хорошо справляются без традиционной школы.

Согласно отчету The Hechinger Report, некоторые ученики смогли повысить успеваемость, потому что им было легче сосредоточиться на обучении. Многие дети отметили снижение уровня стресса из-за прекращения издевательств в школах. Образовательный сайт Edutopia пишет, что многие студенты преуспевают в учебе, потому что во время пандемии ослабилось давление тестирований. Недавно опубликованный опрос показывает, что более гибкий график, обеспечиваемый пандемическим обучением, позволяет подросткам впервые высыпаться. И как выразился Стивен Минц, автор книги «История американского детства», пандемия дала студентам «возможности расти и развиваться способами, которые были бы невозможны в более «нормальные времена».

Мы знаем, что пандемия создала или усугубила проблемы с психическим здоровьем многих детей. Но обучение до пандемии уже способствовало возникновению таких проблем. Одно крупное исследование этого года показало, что учащиеся сообщают, что в школе чувствуют себя менее счастливыми, чем в любом другом месте. Количество обращений к экстренной психиатрической помощи в период с 2009 по 2012 год увеличилось более чем вдвое во время занятий в школе по сравнению с летом и на каникулах.

Эти проблемы, возможно, объясняются как давно сложившейся практикой преподавания, так и недавними изменениями в учебной программе. Например, традиционно стратифицированные по возрасту классы, которые большинство людей воспринимают как само собой разумеющееся, представляют собой неестественный и потенциально нездоровый способ организации жизни детей, считают эксперты. Анджела Дакворт, психолог из Пенсильванского университета, выдвигает гипотезу о том, что возрастная сегрегация школ может способствовать конкуренции и стрессу. Она рассказала, что в смешанной возрастной группе «10-летний ребенок берет за руку 5-летнего ребенка и смотрит в обе стороны, переходя улицу. 5-летний ребенок смотрит на 10-летнего с восхищением и доверием и делает, как ему говорят. Напротив, когда вы собираете вместе сотни детей одного возраста, внимание бесполезно уходит на сравнения внутри группы: кто самый умный? Кто самый быстрый? Кто самый красивый?». Это уводит детские ценности от доброты, доверия и общности к соревнованию за статус, которое может вызвать стресс и издевательства.

Эксперты в области образования согласны с тем, что учебная программа, включающая литературу, обществоведение, историю и искусство, необходима для сильных навыков чтения, критического мышления и письма. Но школы — совершенно иррационально — отказались от этой широты в пользу урезанных программ, ориентированных на узкие показатели тестирования. «Специальные» уроки, такие как музыка, а также время перемен, физкультура и даже обед, предоставляют детям важные возможности для эмоционального роста и самостоятельного обучения.

Уроки в Zoom также показали, в какой степени обучение маленьких детей сегодня опирается на неправильные подходы в классе — учителя слишком много говорят, дети недостаточно. В целом, дети получают более крупные академические и социальные выгоды в классах, где учителя эмоционально настроены на то, чтобы общаться спонтанно и содержательно, и следуют учебным программам, которые поддерживают физические, совместные, открытые игры.

Один из многих парадоксов современного образования заключается в том, что по мере того, как мы узнаем больше о важности эмоциональной связи и личного общения, мы, кажется, все больше вкладываем средства в быстрые информационные технологии. То, что родители видят угрозы в Zoom, не является радикальным отклонением от того, что происходит в обычных классах дошкольной и начальной школы, а, скорее, виртуальным продолжением этого.

Несмотря на все свои проблемы, пандемия дает возможность полностью переосмыслить школу. Хорошим началом было бы включение более широкой и углубленной учебной программы, дающей детям больше возможностей исследовать, играть и строить отношения со сверстниками и учителями. Школы также должны способствовать развитию у всех детей любопытства и любви к обучению или, как минимум, не препятствовать развитию этих качеств.

Обучение на открытом воздухе имеет множество преимуществ даже без чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Исследования доказывают преимущества обучения на природе и времяпрепровождения на свежем воздухе для маленьких детей. Несмотря на то, что мы знаем о положительном влиянии природы на психическое здоровье, концентрацию внимания, академические результаты, физическую форму и саморегуляцию, время на открытом воздухе слишком часто рассматривается как причудливое и незначительное дополнение, а не как центральное место в процессе обучения.

Еще одна вещь, которую показала пандемия, — это постоянное противоречие между школьной функцией опеки (организация детей в течение дня, их кормление и обеспечение безопасности, чтобы родители могли работать) и образовательной функцией (фактически обучение детей). Слишком часто, когда мы говорим о «школе», мы действительно имеем в виду «уход за детьми», а также питание, медицинское обслуживание, психиатрические услуги и поддержку социальных навыков. Современная жизнь сложна, и возникает соблазн просить школу брать на себя все больше обязанностей. Но чем больше мы просим школы выйти за рамки их основной миссии, тем труднее определить, какие аспекты школьного обучения являются эффективными с точки зрения образования.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".