Комментарий
18 Февраля 2015 16:23

Как в регионах остановить рост цен на продукты

Артём Григорьев юристАртём Григорьев

Артём Григорьев
юристАртём Григорьев
Российское правительство раскритиковало регионы за попытки регулировать цены на социально значимые продукты.

«Актуальные комментарии» побеседовали с юристом, партнером юридической компании «Фидес» Артемом Григорьевым о правовом аспекте госрегулирования цен на товары:

- Есть ли у субъектов федерации право регулировать цены на товары?

- Органы субъектов России имеют право заключать определённые соглашения по регулированию цен на социально значимые товары. Иные действия, направленные на регулирование цен, подпадают под статью 16 закона «О защите конкуренции», согласно которой не допускаются согласованные действия государственных органов, которые могут привести к ограничению конкуренции, в частности, к повышению, снижению цен, тарифов на товары и услуги за исключением случаев, если такое регулирование предусмотрено законами, иными актами. 

У нас есть перечень социально значимых товаров, на который существует максимальная наценка, у нас есть ещё ряд ограничений по цене. Например, ограничение максимально розничной цены продажи производителя. У нас есть ограничения цен на лекарства по перечню жизненно важных лекарств. Иные действия не являются законными. 

- Возможно ли определить и доказать сговор представителей региональной власти и ритейлеров?

Не так просто доказать какое-то соглашение нескольких органов субъекта, которое вынудило всех коммерсантов некой отрасли, некой группы товаров снизить цены в разы. Если мы говорим о взаимодействии их с ритейлерами, с производителями, то доказать, что это было сделано по инициативе государственных органов, сомнительно. Хотя статья 16 закона «О защите конкуренции» охватывает именно сговор. Только ФАСу сложно разбираться, был ли сговор. Согласованные действия могут быть без конкретного письменного соглашения. 

- Зачем регионам спешить, принимая решение о регулировании цен, если правительство еще не вынесло соответствующих решений?

Учитывая политическую ситуацию, регионы пытаются играть на опережение: в чьём регионе будут ниже цены — тот и молодец. 

Некоторым регионам, например, Дальнему Востоку, объективно сложно снижать стоимость. Например, элементарная китайская чайная кружка в Анадыре стоит порядка 400 рублей против 100-150 рублей в Москве. Это связано не с тем, что там так реально заработать, а с реальной дороговизной доставки. На некоторые острова Дальневосточного округа вертолёт раз в неделю прилетает. Поэтому высокие цены здесь оправданны. Если там постараться отрегулировать цены одним решением власти, то просто никто не будет работать себе в убыток, скорее всего. 

Но есть и другие ситуации, когда по нашим товарам ритейлеры поднимают цену просто пользуясь случаем. С этим надо бороться. Но опять же, это не полномочия субъектов, это полномочия ФАС, у которого наработан инструментарий, есть сотрудники, опыт. 

ФАС — один из самых уважаемых органов в плане эффективности и какого-то минимального уровня коррупции. Они должны этим заниматься. А то, что делают органы субъектов, — это просто, видимо, желание показать свою работу в этой сфере.


Подготовила Наталья Захарова
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".