Статья
985 28 октября 2009 0:00

Как эффективней?

Ключевыми факторами развития региональных политических процессов на минувшей неделе стали кадровая политика Центра и подведение итогов работы исполнительной власти субъектов федерации за первый «кризисный» год.

Актуальные вопросы кадровой политики были связаны с обнародованием сформированных руководством «Единой России» списков кандидатов на посты глав Приморского края и республики Алтай. Тенденция к включению в списки действующих глав регионов получила продолжение. Тем самым Центр поддерживает стабильность в регионах на период неопределенности решения кадрового вопроса, а в дальнейшем решению этой задачи будет способствовать сокращение законодательно закрепленных сроков принятия кадровых решений (соответствующий законопроект, внесенный Дмитрием Медведевым, принят в первом чтении депутатами Госдумы).

На фоне обсуждения перспектив наделения полномочиями глав регионов новую актуальность получил проект формирования расширенного состава президентского кадрового резерва («тысячи»). Не исключено, что в ее состав войдут федеральные кандидаты, включенные в списки претендентов на посты глав республики Алтай и Приморского края (председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин; статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин и председатель правительства Пермского края Валерий Сухих), а также представители региональной элиты (председатель Госсобрания республики Алтай Иван Белеков и ректор Дальневосточного госуниверситета Владимир Курилов). Между тем действующие главы регионов, полномочия которых истекают в конце текущего – начале будущего года, прилагают активные усилия для укрепления своих политических позиций. Учитывая необходимость ускорения подготовки к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке, можно прогнозировать, что Сергей Дарькин сохранит губернаторский пост. В республике Алтай, учитывая наличие оппозиции Александру Бердникову внутри местной элиты и негативные последствия истории браконьерской охоты с участием чиновников, более вероятна смена власти. Однако сценарий пролонгации его полномочий полностью исключить нельзя: мотивом для принятия подобного решения может стать стабильная социально-экономическая ситуация в регионе.

Проблема создания резерва управленческих кадров непосредственно связана с курсом на обновление состава руководителей властных структур разных уровней. Роль «социальных лифтов», обеспечивающих своевременное, соответствующее потребностям развития государства и общества обновление руководящих кадров, крайне важна. Президент и премьер-министр неоднократно упоминали о том, что при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу возрастает значение интеллектуального труда, соответственно, в процессе формирования элиты должен преобладать меритократический подход, предполагающий выдвижение на ключевые властные посты наиболее компетентных управленцев. Стоит учесть, что стремление перейти к «меритократической» кадровой политике, отвечающей требованиям модернизации общества и государства, стало одним из факторов, мотивировавших отказ от прямых выборов глав субъектов федерации.

Сочетание на федеральном уровне приоритетов поддержания стабильности и обновления управленческих кадров позволяет прогнозировать, что объективно востребованный процесс ротации губернаторского корпуса будет носить постепенный характер. Большая часть отставок глав регионов в текущем и будущем году, вероятно, состоится в связи с завершением сроков действия их полномочий. Процесс выбора кандидатур на посты глав субъектов федерации, как и ранее, будет происходить в режиме многосторонних консультаций в администрации президента. При этом может быть использован как президентский резерв кадров, так и перечень эффективных управленцев от «Единой России».

На минувшей неделе Владимир Путин подвел некоторые итоги работы региональных властей в 2008 г.: значительная часть поручений правительства региональными властями не выполнена, хотя в сфере решения основных экономических проблем есть достижения. Так, ситуация на рынке труда на данном этапе выглядит стабильной, в ряде регионов отмечается тенденция к снижению (пусть и незначительному) числа безработных. Правда, стоит учесть, что речь идет лишь об официальной статистике, которая применительно к рынку занятости вряд ли может дать полную достоверную картину происходящего (тенденция к росту скрытой безработицы актуальна для всех промышленных территорий и крупных городов). Однако реорганизация системы государственных и муниципальных учреждений в регионах идет недостаточно оперативно, задача по оптимизации численности чиновников и вовсе не выполнена: в 2008 г. расходы на государственное и муниципальное управление выросли на 30%, в 2009 г. - еще на 4%.

Обсуждение проекта госбюджета на 2010 г. показало, что Центр, гарантируя антикризисную финансовую поддержку и приоритет социальных обязательств, продолжает курс на усиление контроля над деятельностью администраций субъектов федерации, стимулируя глав регионов к дальнейшей оптимизации расходов. Все запросы, касающиеся получения федеральной помощи, должны быть тщательно продуманы и обоснованы, в противном случае рассчитывать на дополнительные средства регионам не приходится.

В заключение отметим, что одна из важных информационных кампаний минувшей недели была связана с подготовкой второго Послания Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Можно прогнозировать, что одной из тем стратегического документа станут преобразования в сфере отношений между Центром и субъектами федерации. На фоне подведения итогов осеннего единого дня голосования особую актуальность приобрели проблемы совершенствования избирательного законодательства. Повсеместное введение пропорциональной системы формирования региональных заксобраний вряд ли рассматривается на федеральном уровне в качестве первоочередной задачи, вместе с тем, актуальным направлением преобразования партийной системы может стать унификация основных принципов формирования законодательных собраний регионов в целях более полного обеспечения конституционных прав граждан.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".