Какие машины выбирают россияне?
По состоянию на сегодняшний день почти половина россиян являются автовладельцами, причем большинство из них ездят на отечественных автомобилях, свидетельствуют данные, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
По данным ВЦИОМ, автовладельцами в России являются 42% опрошенных: у 37% есть один автомобиль (в 2009 году – 39%), у 5% – более одного автомобиля.
Собственниками машин, как показал опрос, чаще оказываются южане (52%), 35–44-летние респонденты (50%), высокообразованные и обеспеченные респонденты (49 и 53% соответственно), а также военнослужащие в армии и органах внутренних дел (77%), государственные служащие (76%) и бизнесмены (72%), пишет деловая газета «Взгляд».
Две трети россиян являются собственниками отечественных машин (64%), в основном подержанных (50%) и значительно реже – новых (14%). Иномарками владеют 41% опрошенных собственников легкового транспорта, причем большая часть из них также ездят на подержанных автомобилях зарубежной марки (24%) и только 17% – на новых.
Однако, как отмечает ВЦИОМ, с 2006 года доля владельцев новых иномарок выросла почти в два раза – с 8%. Обладателями подержанных отечественных машин чаще оказываются жители сел (67%), новых – жители крупных и средних городов (17%). Самая высокая доля владельцев иномарок приходится на москвичей и петербуржцев (35% – новых, 32% – подержанных).
На сегодняшний день лишь 15% опрошенных россиян планируют покупку автомобиля, однако чаще всего – в долгосрочной перспективе, т. е. в течение двух–трех лет (9% против 11% в 2009 году). Значительно меньшее количество опрошенных намерены приобрести машину в течение года (3%), полугода (2%) или месяца (1%).
Интересно, что те, у кого уже есть машина, значительно чаще планируют купить автомобиль (22%) по сравнению с респондентами, вообще не имеющими легкового транспорта (12%).
Как и прежде, главным мотивом покупки автомобиля является удобство передвижения, однако за четыре года эта причина несколько потеряла свою актуальность (с 55 до 49%).
Вторым по значимости поводом является желание поменять старую машину на новую, причем за год он повысил свое значение (с 20 до 25%). Несколько реже сограждане покупают машину по необходимости для работы (15%).
ВЦИОМ отмечает, что покупка в кредит остается наиболее популярным способом приобретения автомобиля, причем его популярность за год возросла (с 30 до 37%).
В РФ начинают проявляться общие тенденции и тренды мирового рынка. Отечественные производители в своей массе представляют стареющий автопарк поддержанных автомобилей. Выбор военнослужащих и представителей села обусловлен тем, что, как известно, у Минобороны есть программа по поддержке, плюс ко всему, «Автоваз» имеет очень хороших представителей компании в регионах, у них более разветвленная сеть дилеров, которая досталась им в наследство. Именно благодаря этому им удаётся работать в том числе и с гарнизонами, военными частями, то есть с достаточно отдалёнными районами. Поэтому представители сельского населения и военнослужащие часто делают ставку в пользу именно этих машин. Плюс ко всему, на региональных рынках, особенно достаточно далёких от центральной России, очень сложно найти детали и сервисное обслуживания для иностранных производителей. Поэтому здесь делается ставка на российские автомобили.
Что касается кредитования, во всём мире и в РФ одним из основных способов покупки является кредит. Только в РФ до последнего времени (до 2005-2006 годов, когда фактически начался бум на этом рынке) он не был популярен. Однако в связи с экономическим кризисом он был слегка свёрнут, и этим обусловлено падение в прошлом году интереса к покупкам через кредитование до 30%. Однако за последние месяцы финансовый рынок начинает «размораживаться», и открывается программа предоставления финансирования под конкретные автомобили.
Здесь тоже появляются международные тенденции: на российский рынок начинают выходить финансовые компании-автопроизводители. Тольятти имеет собственную финансовую компанию, которая занимается предоставлением кредитования, «Форд» активно работает в данном направлении, «Автоваз» переходит на эти рельсы. То есть в целом за счёт предоставления достаточно выгодных финансовых условий происходит стимулирование спроса на данные автомобили. На фоне некоторой сложности в РФ с ростом заработных плат это приводит к росту покупательной способности населения по автомобилям.
Сейчас приобретение автотранспорта стало развиваться медленнее. Это обусловлено экономическим кризисом, некоторой стабилизацией доходов, некоторой внешней неопределённостью. В целом, на пики можно будет перейти уже в следующем году или в середине этого года. Это во многом будет зависеть от роста доходов граждан, потому что, как правило, софинансирование происходит именно за счёт их роста.
По структуре российский автопарк до сих пор остаётся достаточно старым, причём, как правило, молодые люди в возрасте 25-30 лет делают ставку на иностранных производителей. Плюс ко всему, в РФ открыли целый ряд производств иностранные компании, начиная «Фордом» и заканчивая «Тойотой». Поэтому в большей степени российские потребители ориентируются на иностранные машины, собранные в России. В принципе, это отражают результаты опроса общественного мнения.
В целом рынок несколько остановился, но в дальнейшем с большой долей вероятности будет расти потребление именно иномарок, сделанных на территории России. Также будет несколько сокращаться доля российских автопроизводителей до той поры, пока не удастся вывести новой модели на рынок. «Автоваз» это намеревается сделать в 2012-2013 годах.
Плюс ко всему, будет обновляться автопарк, и этому, несомненно, поможет программа утилизации. Она как минимум вымоет с рынка 200 тысяч автомобилей. Соответственно, такой же объём новых автомобилей будет получен по её завершению. То есть в целом есть обновление, однако в ближайшие полгода рассчитывать на увеличение спроса помимо программы утилизации достаточно оптимистично.