Комментарий
27 Сентября 2012 17:58

Какое дело дядюшке Оскару?

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Выдвижение российской кинокартины на «Оскар» на сей раз обошлось без скандала, подобного прошлогоднему, когда протест против номинации «Противостояния» объявил председатель комиссии, а сама она – по итогам работы и под возмущенные возгласы со всех сторон – была переформатирована, чтобы не сказать расформирована. И вот эта новая переформатированная комиссия приняла решение послать в Лос-Анджелес на охоту за тамошней статуэткой фильм Карена Шахназарова по почти одноименному роману Ильи Бояшова «Белый тигр» - и результат оказался наполовину идентичным: негодовать вроде бы никто не негодует, однако уныние царит  всеобщее.

И дело тут не в «номенклатурной» составляющей в нынешнем выдвижении очередной картины не только известного, хотя и неоднозначно известного кинорежиссера, но и немаловажного киноначальника Шахназарова, хотя, несомненно, присутствует в профессиональной реакции на происшедшее и этот аспект. И даже не в том, что «не то выбрали» (или «опять не то выбрали»), - конкурентами «Белого тигра» числились «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Шапито-шоу» Сергея Лобана – фильмы, возможно,  более яркие и, разумеется, куда более замеченные, однако тоже не снискавшие единодушных рукоплесканий. И уж менее всего разочарование деятельностью комиссии по отбору связано с качеством фильма: новую картину Шахназарова вообще мало кто видел, что, разумеется, тоже можно счесть общественной и профессиональной оценкой, но все же опосредованной.

Причина в другом: мы опять выдвинули на «Оскар» картину, не имеющую ни малейших шансов попасть хотя бы в шорт-лист. Потому что «Белый тигр» - это фильм о войне, но это еще полбеды. А беда в том, что это фильм о войне в форме притчи. Такое и вообще-то мало кому удается. Единственный успешный эксперимент в отечественной истории кино – фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по роману Василя Быкова. Фильм безусловно выдающийся, но и то история героической гибели советского воина, сознательно уподобленная Страстям  Господним, наверняка покоробила бы сегодняшних верующих ничуть не в меньшей мере, чем раздражала она по выходе на экран тогдашних торжествующих (и воинствующих) атеистов.

Роман Ильи Бояшова (и фильм по нему) - это современная вариация на тему величавой эпопеи американского писателя Германа Мелвилла «Моби Дик». Подобно капитану Ахаву, преследующему гигантского белого кита на просторе мирового океан, гоняется за призрачным и неуловимым немецким супертанком и сам ставший призраком после тяжелейшего ранения и контузии красноармейский танкист – гоняется по полям танковых сражений у себя на родине, по холмам и кочкам постепенно освобождаемой от фашистского ига Восточной Европы – и, наконец, когда «Белый «тигр» взмывает в небеса (или проваливается в преисподнюю), устремляется вдогонку за ним и туда… И при всем при этом трудно надеяться на то, что американские киноакадемики сумеют распознать в детище Шахназарова и Бояшова отголосок величайшего американского романа, - а если даже и сумеют, то вряд ли их это особо обрадует.

Любопытно, что жанр притчи – большая редкость не только в кино, но и в прозе. И петербургский писатель Илья Бояшов, на романах-притчах специализирующийся («Путь Мури» - Национальный бестселлер, 2007; «Армада», «Танкист, или Белый «тигр», «Конунг», «Каменная баба» и только что вышедший «Эдем»), - чуть ли не единственный писатель-«притчист» в современной отечественной литературе. Любопытно, что и Карен Шахназаров чуть ли не единственный современный режиссер, который время от времени – и чем дальше, тем больше - снимает кинопритчи:  «Сны», «Город Зеро», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Палата №6», да и чуть ли не все остальные, кроме трех-четырех самых ранних. Впрочем, притч на военную тему Шахназаров до «Белого тигра» не снимал.

И вот они нашли друг друга – заядлый притчист Бояшов (притчи которого равномерно подразделяются на военные и мирные) и столь же заядлый притчист Шахназаров  - и породили обсуждаемую кинокартину. И как раз ее и сочла фильмом года, достойным представлять нашу страну на престижном всемирном конкурсе, авторитетная переформатированная комиссия. «Всё так, - наверняка пожмут плечами американские киноакадемики, - но какое дело до ваших притч, да и до вашей войны, нашему дядюшке Оскару?» 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".