Какое дело дядюшке Оскару?
литературный критикВиктор ТопоровВыдвижение российской кинокартины на «Оскар» на сей раз обошлось без скандала, подобного прошлогоднему, когда протест против номинации «Противостояния» объявил председатель комиссии, а сама она – по итогам работы и под возмущенные возгласы со всех сторон – была переформатирована, чтобы не сказать расформирована. И вот эта новая переформатированная комиссия приняла решение послать в Лос-Анджелес на охоту за тамошней статуэткой фильм Карена Шахназарова по почти одноименному роману Ильи Бояшова «Белый тигр» - и результат оказался наполовину идентичным: негодовать вроде бы никто не негодует, однако уныние царит всеобщее.
И дело тут не в «номенклатурной» составляющей в нынешнем выдвижении очередной картины не только известного, хотя и неоднозначно известного кинорежиссера, но и немаловажного киноначальника Шахназарова, хотя, несомненно, присутствует в профессиональной реакции на происшедшее и этот аспект. И даже не в том, что «не то выбрали» (или «опять не то выбрали»), - конкурентами «Белого тигра» числились «Кококо» Авдотьи Смирновой и «Шапито-шоу» Сергея Лобана – фильмы, возможно, более яркие и, разумеется, куда более замеченные, однако тоже не снискавшие единодушных рукоплесканий. И уж менее всего разочарование деятельностью комиссии по отбору связано с качеством фильма: новую картину Шахназарова вообще мало кто видел, что, разумеется, тоже можно счесть общественной и профессиональной оценкой, но все же опосредованной.
Причина в другом: мы опять выдвинули на «Оскар» картину, не имеющую ни малейших шансов попасть хотя бы в шорт-лист. Потому что «Белый тигр» - это фильм о войне, но это еще полбеды. А беда в том, что это фильм о войне в форме притчи. Такое и вообще-то мало кому удается. Единственный успешный эксперимент в отечественной истории кино – фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по роману Василя Быкова. Фильм безусловно выдающийся, но и то история героической гибели советского воина, сознательно уподобленная Страстям Господним, наверняка покоробила бы сегодняшних верующих ничуть не в меньшей мере, чем раздражала она по выходе на экран тогдашних торжествующих (и воинствующих) атеистов.
Роман Ильи Бояшова (и фильм по нему) - это современная вариация на тему величавой эпопеи американского писателя Германа Мелвилла «Моби Дик». Подобно капитану Ахаву, преследующему гигантского белого кита на просторе мирового океан, гоняется за призрачным и неуловимым немецким супертанком и сам ставший призраком после тяжелейшего ранения и контузии красноармейский танкист – гоняется по полям танковых сражений у себя на родине, по холмам и кочкам постепенно освобождаемой от фашистского ига Восточной Европы – и, наконец, когда «Белый «тигр» взмывает в небеса (или проваливается в преисподнюю), устремляется вдогонку за ним и туда… И при всем при этом трудно надеяться на то, что американские киноакадемики сумеют распознать в детище Шахназарова и Бояшова отголосок величайшего американского романа, - а если даже и сумеют, то вряд ли их это особо обрадует.
Любопытно, что жанр притчи – большая редкость не только в кино, но и в прозе. И петербургский писатель Илья Бояшов, на романах-притчах специализирующийся («Путь Мури» - Национальный бестселлер, 2007; «Армада», «Танкист, или Белый «тигр», «Конунг», «Каменная баба» и только что вышедший «Эдем»), - чуть ли не единственный писатель-«притчист» в современной отечественной литературе. Любопытно, что и Карен Шахназаров чуть ли не единственный современный режиссер, который время от времени – и чем дальше, тем больше - снимает кинопритчи: «Сны», «Город Зеро», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Палата №6», да и чуть ли не все остальные, кроме трех-четырех самых ранних. Впрочем, притч на военную тему Шахназаров до «Белого тигра» не снимал.
И вот они нашли друг друга – заядлый притчист Бояшов (притчи которого равномерно подразделяются на военные и мирные) и столь же заядлый притчист Шахназаров - и породили обсуждаемую кинокартину. И как раз ее и сочла фильмом года, достойным представлять нашу страну на престижном всемирном конкурсе, авторитетная переформатированная комиссия. «Всё так, - наверняка пожмут плечами американские киноакадемики, - но какое дело до ваших притч, да и до вашей войны, нашему дядюшке Оскару?»