Статья
15 Октября 2015 10:26

Кампания против социологов как технология оппозиции

Кампания против социологов как технология оппозиции
Фото: Facebook.com

В ходе подготовки к парламентской кампании 2016 года три ведущих российских поллстера – ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центр» – становятся важными объектами для атаки со стороны оппозиции и группы интеллектуалов, критически настроенных по отношению к власти.

Политическая кампания против социологов возобновилась после поражения либералов на выборах в Костромской области в единый день голосования 13 сентября. В прессе вновь стали появляться публикации, цель которых – убедить читателя в ангажированности опросов большой «тройки» и в существовании альтернативной социологической реальности.

Так, 7 октября в «Новой газете» вышла статья «Дело социологов». Авторы используют в качестве аксиомы следующее утверждение: «Доверие к опросам общественного мнения падает, несмотря на то, что с формальной точки зрения российские социологи пользуются вполне современными технологиями сбора и проверки информации». Никаких существенных аргументов в пользу данного тезиса, кроме оценочных суждений отдельных социологов, в тексте не приводится.

12 февраля в «Ведомостях» была опубликована статья филолога Николая Эппле «Эффект облучения». С претензией на концептуализацию проблемы Эппле приходит к неутешительным для практикующих социологов выводам. По его мнению, социологические опросы в России – это «скорее политический инструмент репрезентации общества, чем реальный его портрет». Их функция в данный момент сводится к замеру лояльности граждан, а не к выявлению их действительных предпочтений. «Давая свои ответы, респонденты не столько высказывают свое мнение, сколько угадывают правильный ответ, тем самым формируя нужную картину. А правильный ответ подсказывают им СМИ», – резюмирует автор.

В публичной политике (не только российской) социологические опросы играют двойную роль – инструментальную и технологическую. Опросы являются единственным объективным инструментом фиксации колебаний политических предпочтений граждан, позволяют выявить реальные проблемы, волнующие их, служат основанием для принятия политических решений и т.д.

В то же время полученные социологами данные активно используются в политических технологиях, с помощью которых формируется мнение избирателя и легитимируются конкретные политики и общественные силы. При этом технологическая функция востребована участниками политического процесса столь же широко, как и инструментальная.
***   
Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".