Статья
1282 7 апреля 2011 16:01

Канделаки: школа немыслима без новых технологий

Общественная палата призвала правоохранительные органы и законодателей активнее защищать различные Интернет-ресурсы, которые имеют общественное значение.

Блоги сегодня просматривают миллионы, и говорить, что они оказывают меньшее влияние на умы молодых ребят Первый, Второй и Третий канал – это не совсем верно и точно, заявила в своем выступлении член Общественной палаты РФ Тина Канделаки. Ее слова передает собственный корреспондент «Актуальных комментариев».

«Сегодня интервал между тем, что блоггер снял видео, которое просмотрели миллионы и его пригласили на федеральный канал в неделю. Сегодня интервал между тем, что сняла владивостокская таможня и как им отвечает правительство - в неделю. Это другие каналы коммуникации», - рассказала она.

По словам Канделаки, сегодня очень важно понимать, что «есть новый транспорт, а телевидение – это просто дорога, раньше эта дорога была одной, она состояла из нескольких каналов, а сегодня этих дорог гораздо больше и это надо использовать».

Канделаки уверена, что качественное конкурентоспособное образование сегодня немыслимо без новых технологий.

«Говоря эти слова я, возможно, натолкнусь на прохладное отношение, потому что мы давно уже говорим об этих новых технологиях, о модернизации, что постепенно возникает ощущение того, что значение слов девальвируется. Что такое эти новые технологии и что такое эта модернизация?», - сказала Канделаки в ходе выступления.

По ее мнению, развитие качественного конкурентоспособного образования, инновации, эффективность - «это все слова», важнее понимать, «как это будет выглядеть, что для этого необходимо и насколько передовым является сегодня подход государства к этой проблеме».

«Технический прогресс невозможно не отметить, выросло абсолютно новое поколение, это те дети, которые родились в эпоху Интернета, которые не представляют свою жизнь без Интернета», -заявила Канделаки.

«Мы с вами всегда будем техническими аборигенами, потому что мы то поколение, которое в цифровом мире адаптировалось, а не родилось. А они то поколение, которое в цифровом мире родилось - между нами большая разница», - подчеркнула член Общественной палаты РФ.

Канделаки также отметила еще большую разницу между детьми и педагогами. Педагоги, по словам эксперта, «это иммигранты», из них «кто-то может адаптироваться лучше, кто-то хуже, но, тем не менее, это просто люди, принадлежащие сегодня к разным цивилизациям, к разным поколениям, имеющие абсолютно разные взгляды на жизнь».

По мнению Канделаки, «парадокс современного образования состоит в том, что цифровых аборигенов учат цифровые "иммигранты" и зачастую у школьников создается впечатление, что они не понимают о чем говорят педагоги».

Канделаки утверждает, что если поговорить со школьниками, то многие из них «просто отсиживают (уроки - ред.), они сидят, они это все слушают, а потом идут домой и дальше там вещи называются своими именами – они заходят в Википедию и в "контакт" и там получают ответы на вопросы из которых состоит домашнее задание».

По словам эксперта, «это тоже путь, это тоже неплохо – умение и навык найти ответ на поставленный вопрос». «Но возникает тогда другой вопрос – зачем педагог в школе, если в электронной форме можно получить ответ на этот вопрос», - считает Канделаки.

Член ОП РФ полагает, что «сегодня задача педагога усложнилась», он должен не просто учить ребенка получать знания, но и учить, «как потом эти знания использовать и какие выводы из этих знаний делать». «Сегодня источников много, они могут и без педагогов узнать откуда их брать, если они сидят в Интернете», - добавила Канделаки.

«Мы смотрели телевизор потому что у нас не было выбора, у нас были книги, телевизор, ну и радио. Другого средства для получения информации у нашего поколения не было, а у наших детей есть возможность выбора этого источника информации», - считает Канделаки.

По словам эксперта, круглый стол показал, что «кто-то по-прежнему придерживается взглядов, что советская система была хороша и зачем мы ее разрушаем, а кто-то считает, что учебу вообще уже можно переводить в систему компьютерного квеста». Канделаки отметила, что «за советскую систему выступали представители IT-бизнеса», в частности, Игорь Ашманов, представитель компании «Ашманов и партнеры». «Уж из его то уст слышать что советская система была лучше – это дорого стоит и заставляет задуматься», - добавила она.

В ходе выступления Канделаки отметила несколько слабых мест, которые удалось выделить во время круглых столов об IT в образовании.

«Как уже совершенно справедливо заметил мой коллега по Общественной палате – журналист, телеведущий Максим Шевченко – для большинства школ купить даже два компьютера, есть такие школы, давайте будем называть вещи своими именами, это бюджетная проблема, она практически неразрешима, такие школы есть и сегодня говорить о том, что все школы компьютеризированы – это не правда», - рассказала Канделаки.

«Александр Алексашин сказал, что в 2009 году в бюджет города Москвы и министерства образования вернулось 6 миллиардов рублей - где-то компьютер купить не могут, а где-то 6 миллиардов обратно возвращают», - добавила она.

Еще одна проблема, по словам Канделаки, это отсутствие новых методик и форматов обучения. «Не надо думать, что дело только в деньгах – дело не в деньгах сегодня», - отметила она.

В качестве примера Канделаки рассказала историю о бизнес-аналитике, «у которого сестренка жила в другом городе, а он взял и абсолютно простым языком объяснил ей задание по математике, выложил это видео». «Это видео набрало такое количество поклонников, при том что это не профессиональное видео, он не был математиком, но человеческим языком он объяснил решение задачи, которая стояла перед его сестрой, выложил это видео и через несколько лет сделал крупную бизнес-компанию, которая таким образом дает студентам и школьникам возможность объяснения и получения информации, которую они ищут и не могут найти доступным языком преподавателей», - рассказала Канделаки. Она добавила, что «человек работу поменял – был бизнес-аналитиком, стал таким школьным преподавателем».

Канделаки также призвала обратить внимание на модернизацию работы учителей и повышение престижа этой профессии. По ее словам, «в эту профессию, к сожалению, не идут лучшие из лучших». «Ребенок, который учится сегодня должен уважать своего педагога, а не просто мириться с тем фактом, что человек его учит на протяжении энного промежутка времени и от него нужно просто добиться некой оценки или зачета», - считает Канделаки.

По ее словам, «внедрение новых методик нереально без повышения компьютерной грамотности самих педагогов». Она предложила создать «компьютерную программу для педагогов разных школ, чтобы она была общая, федеральная, общая для всех вне зависимости от того умеет педагог пользоваться компьютером или нет». По ее словам, «есть средний уровень знаний и навыков, который, тем не менее, меньше, чем уровень навыков студентов и школьников» и «он должен быть у педагогов и без этого вообще о чем либо говорить невозможно».

По мнению Канделаки, «в средних учебных заведениях должны появиться IT-менеджеры». «Учитель информатики дает общие знания, а IT-менеджер помогает при подготовке в IT преподавателей, организации компьютерного и интернет-обеспечения конкретного учебного заведения, и что самое важное для России – организация дистанционных занятий между школами разных городов, регионов и даже стран», - рассказала Канделаки.

«Я это неоднократно видела, это является передовым опытом, но это является тенденцией, когда ты понимаешь, что сегодня ты можешь с любым городом связаться, с любой страной через Скайп и таким образом ты можешь дать ученикам возможность увидеть как это происходит в другом месте – как это происходит в другой школе, в другой стране. Как можно изучать предметы, как можно знакомиться с людьми, как можно уроки делать просто интереснее», - добавила она.

Еще одна очень важная задача, по словам эксперта, это «создание новых адаптивных форм преподавания, электронные учебные материалы». По ее словам, «они дополнят и те старые преподавательские методики, которые есть, но без них уже невозможно – дети бумагу не воспринимают». Дети, «глядя в книжки все равно рано или поздно переходят к компьютеру, и зачем нам это воспринимать как данность, когда это необходимо внедрять в саму систему образования», - добавила она.

Заканчивая выступление, Канделаки отметила важность участия IT-бизнеса в сфере образования. «Такие примеры есть – Яндекс, ABBYY, Microsoft – все знают, что у этих компаний активный опыт сотрудничества с образовательными учреждениями, так вот надо активнее привлекать IT-бизнес в сферу образования», - полагает она.

Как сообщали «Актуальные комментарии», 30 марта и 4 апреля вследствие хакерских атак «Живой журнал» был продолжительное время недоступен или ограниченно доступен для пользователей. Как заявляла 30 марта руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова, «атака подобной мощности случается первый раз за историю ЖЖ».

Между тем, Общественная палата РФ призвала активнее защищать различные Интернет-ресурсы, которые имеют общественное значение. «Блогосфера и социальные медиа в России играют огромную роль в развитии гражданского общества. В последние годы сообщество блогеров неоднократно обращало внимание и граждан и власти на проблемные ситуации, первыми вставали на защиту прав людей, боролась за справедливость», - говорится в заявлении Общественной палаты РФ. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".