Статья
11 Июля 2014 13:32

Капитализация независимости

<p><strong>Реализация определенно комплекса мер позволит запустить в Абхазии  самоподдерживающиеся механизмы развития, которые могут ликвидировать его  сегодняшнюю потенциальную уязвимость внешним влияниям, вывести его из  состояния затянувшегося безвременья  и превратить в интенсивно  развивающееся пространство российской сферы влияния. </strong></p>
<p><strong>Проблемы</strong></p>
<p>Наиболее существенной проблемой, по сути являющейся «миной»,  подведённой под сегодняшнюю стабильность, является дискриминация по  национальному признаку,  закреплённая на законодательном уровне (как уже  говорилось, президентом Абхазии может быть только этнический абхаз) и  устойчиво воспроизводящаяся на уровне бытовом. Так, решения судов разных  инстанций о возврате отобранных у русских квартир и домовладений просто  не выполняются, жалобы русских стараются не принимать и не  рассматривать, а из 10 протоколов на нарушения правил дорожного движения  9 составлены на армян, русских, и др. При этом проживающие надеются на  российские пенсии. Граждане Абхазии имеют по четыре паспорта (два  внутренних и два заграничных), и получают свои пенсии одновременно с  более весомыми российскими.  <br />
<br />
При этом русские оказываются едва ли не единственным дискриминируемым  меньшинством. Абхазы считают своими гражданами адыгов, убыхов и абхазов,  где бы те ни проживали, но при этом не дают гражданства русским,  родившимся и проживающим на тех же территориях. Кстати, отсюда и  вытекает статистическая разница между количеством проживающих в  республике абхазов и количеством носителей языка и национальности.<br />
<br />
Второй по значимости проблемой является проблема защиты прав  собственности и гарантии инвестиций. По национальному законодательству,  внешние инвестиции возможны только в формате совместного предприятия с  абхазом. На практике это приводит лишь к паразитированию титульного  населения на пришлом капитале, и его последующему «отжатию». На сегодня  абсолютное большинство инвестиционных проектов российского малого  бизнеса, в основном в ресторанной сфере, было благополучно «отжато»  абхазскими партнерами.  <br />
<br />
Далее следует проблема таможни. Что важно, она является вполне  «раскалывающей»: пророссийская часть республики ждет отмены ввозных  пошлин, которая мешает сбыту произведённой ими сельхозпродукции.  Сторонники же самостоятельности, т.е. национальные элиты, напротив,  хотят новых шлагбаумов, у которых они собирают сборы, с этого и имея  средства к существованию. <br />
<br />
Также не менее важной проблемой является и структура экономики. Кроме  курортного и ресторанного, никакого иного честного бизнеса в республиках  нет, все остальное – в «серой» зоне. При этом, разумеется, отдельный  вопрос, в какой мере, когда и где курортный бизнес был честен. Для  понимания драматизма ситуации – по официальным данным, количество  официально занятых сегодня в сельском хозяйстве Абхазии – 76 человек.  Это означает, что все сельхозпроизводство сегодня рассредоточено  исключительно по мелким частным подворьям, ни одного сколь-нибудь  крупного хозяйства в республике, которая раньше имела плантации и чая, и  табака, нет. <br />
<strong><br />
Уровень доходов</strong></p>
<p>Средняя зарплата в республике, на основе данных, опубликованных в  республиканской прессе, составляет 7000 рублей. Остальные деньги на  проживание население получает с продажи собственной сельхозпродукции и с  размещения отдыхающих, а элиты – с освоения бюджетных трансферов из  России. <br />
<br />
<strong>Элиты</strong></p>
<p>Как уже отмечалось, в Абхазии российское присутствие принимается как  приемлемая данность, однако показательным является то, что пророссийских  национальных политиков в республиках просто нет.   <br />
<br />
Так, относительно близкие России Рауль Хаджимба, Беслан Бутба, Сергей  Шамба, Сергей Анкваб, Яков и Станислав Лакоба и Заур Ардзинба не  являются общенациональными лидерами, и представляют главным образом  собственные кланы. Поэтому  они будут всегда искать не столько сближения  с Россией, сколько выгодные для клана предложения. Правда, последних, в  связи с их малой весомостью, пока ни от кого не поступало, но это не  значит, что они не могут поступить. <br />
<br />
<strong>Алгоритмы решения</strong></p>
<p>До тех пор, пока Россия будет подкармливать национальные элиты и,  несмотря на результаты проверок Счётной палаты РФ, будет позволять им  разворовывать гранты, никаких прорывов не произойдёт. Более того, не  осуществится и давно запланированное открытие автомобильных и  железнодорожных коммуникаций на Закавказье, что уже наносит существенный  ущерб экономике дружественной России Армении, которая теперь входит и в  Таможенный союз.<br />
<br />
Движение вперёд возможно только через завоевание лояльности массового  избирателя. На уровне практических действий наиболее краткий и очевидный  путь – это открытие российской таможни для местной сельхозпродукции.  Массовый и при этом легальный заработок достаточно быстро может  обеспечить позитивное восприятие России широкими слоями местных обществ,  тем самым поставив кланы перед фактом пророссийского давления «снизу». <br />
<br />
На следующем этапе уместным будет торг с элитами, когда дальнейшая  финансовая помощь и инвестиции будут возможны только в обмен на отмену  принципа «абхазского паспорта»: граждане России должны получить те же  имущественные и гражданские права, что и граждане России. Это может  стать первым, но отнюдь не последним шагом на пути унификации  российского и местных законодательств. <br />
<br />
Далее представляется целесообразным снятие социальных препятствий в виде  единых норм социального обеспечения, введения общих стандартов в плане  пенсионного и медицинского обеспечения, а также единых образовательных  стандартов. <br />
 <br />
Этот комплекс мер сделает возможным поступление инвестиций в развитие  курортного бизнеса, которое должно начаться с элементарного  восстановления и запуска рекреационных центров.<br />
<br />
И только после того, как национальные элиты будут ощущать, что они в  полной мере капитализируют свою независимость, получая в обмен на  суверенитет и статус, и ресурсы, можно поднимать вопрос и о военной  интеграции. <br />
<br />
Грядущие в республике выборы, по идее, представляют собой благодарный  коммуникационный формат для легитимации и популяризации этих инициатив  России у населения Абхазии. В условиях отсутствия явных лидеров Россия  может предложить свою поддержку тому лидеру, кто интегрирует весь этот  комплекс мер в свою предвыборную программу и возьмет на себя публичные  обязательства их осуществить. Таким образом, как правило плохо  воспринимаемое «навязывание извне» российских условий может будет  эффективно заменено конкуренцией за принятие этих условий «изнутри». <br />
<strong><br />
Оформление интеграции</strong></p>
<p>С юридическим оформлением интеграции с Россией ограниченно признанных  республик есть очевидные проблемы. Так, в силу очевидных причин Россия  не может, не уничтожая свою международную репутацию, включить их в  состав России. В равной мере невозможна и интеграция их Евразийский союз  – уже по той простой причине, что остальные страны-члены ЕАЭС эти  республики не признают. <br />
<br />
Тем не менее, есть вполне подходящее решение – это формат нового  договора между Абхазией и Россией, разработка которого может стать  предметом общенациональной дискуссии. При этом внешнеполитическая  легитимация может быть осуществлена на противопоставлении Договора с  Россией Соглашению об ассоциации с ЕС: первое может вполне выигрышно  позиционироваться как справедливое, тогда как соглашение об ассоциации –  как дискриминационное и несправедливое. <br />
<br />
Формат договора не требует внесения изменений в конституцию РФ, поскольку является обычным международным соглашением.</p>
<p><strong>Оснащение армии и милиции</strong></p>
<p>Армия в Абхазии по численности составляет 1500 человек, с  резервистами, имеющими оружие и хранящими его дома, – до 5000 человек.  Вооружённые силы Южной Осетии составляют 1250 человек, и 15000 – в  резерве. <br />
<br />
Армия призывная, и солдаты срочной службы или работают на виноградниках и  на строительстве у генералов и их родственников, или откупаются от  личного присутствия в местах несения службы. Боеспособную единицу  представляет собой разве что спецназ. <br />
<br />
При этом основной силой в обеих республиках все же является не армия, а  ополченцы, которые располагают не меньшим количеством разнообразного  оружия, чем армейские подразделения. Национальные вооружённые силы плохо  дисциплинированны, склонны к индивидуальной манере боя, и в случае  боестолкновений с войсками НАТО будут только мешать, даже зная местные  условия.<br />
<br />
<strong>Как решить</strong></p>
<p>Существенную модернизацию силовых структур по российскому образцу  можно осуществлять только после подписания республиками Соглашения об  ассоциации с Россией. <br />
<br />
При этом модернизация армии должна сопровождаться «подсаживанием» ее на  российское жалованье, что будет адекватным времени использованием  местной традиции найма воинской силы за деньги: служба в российской  армии будет одновременно давать и почётный социальный статус. Тогда это  будет порождать системные основания лояльности к России, которые  собственно только и могут придавать ей прочность.</p>
<p><strong>Резюме </strong></p>
<p>На сегодняшний день перед Россией, встает выбор из нескольких опций.  Во-первых, это опция немедленного восстановления отношений с кланом  Анкваба, что представляется как минимум проблематичным после того, как  Россия признала его отстранение легитимным, и будет вести к потере лица.  Во-вторых, это опция признания победителя – каковым в режиме  саморазвития ситуации с наибольшей вероятностью будет Бжания, что будет  означать необходимость покупки его лояльности за большие деньги и с  неопределенным результатом. В-третьих, это опция активного участия в  выборах в качестве внешнего игрока, задающего, тем не менее, довольно  многие правила игры внутри Абхазии. Последний вариант делает вероятным  не только приход к власти политика, который в ходе кампании станет  публично пророссийским, но и последующее осуществление им назревших в  стране системных преобразований в русле, в котором наиболее  заинтересована Россия.  <br />
<br />
При этом в любом случае и при любом раскладе России нужно будет  запустить механизмы формирования лояльности к себе в глазах широких  слоёв населения: «своего» кандидата это будет усиливать, «чужого» -  ослаблять. Открытие дороги к росту массового благосостояния, с одной  стороны, и ликвидация дискриминационных правил, с другой, будет ставить  местные элиты перед необходимостью конкуренции друг с другом за  «пророссийскость» – в противном случае те окажутся вне основных  ресурсных потоков и со временем утеряют статус элит.</p>
<p><strong>Политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш специально для «Актуальных комментариев</strong><strong>»</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".