Статья
5 Марта 2011 12:08

Карабахский узел

Карабахский узел
Фото: Shutterstock

<p>Президент России Дмитрий Медведев, а также президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев провели переговоры на горнолыжном курорте Красная Поляна.</p>
<p>По итогам переговоров они приняли совместное заявление по карабахскому урегулированию, передал «<a href="http://www.interfax.ru">Интерфакс»</a>. В документе отмечается, что лидеры рассмотрели вопросы практической реализации трехстороннего заявления, принятого ими во время прошлой встречи в Астрахани 27 октября 2010 года и, в дополнение к предусмотренным в нем мерам, договорились, в частности, «завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными».</p>
<p>Кроме того, в документе подчеркивается стремление «решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ».</p>
<p>«Президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по вопросам нагорно-карабахского урегулирования и договорились их продолжить в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ», - говорится в заявлении.</p>
<p>Переговоры в Сочи являются уже восьмой встречей в трехстороннем формате, посвященной обсуждению нагорно-карабахского конфликта. Первая из них состоялась в Барвихе в ноябре 2008 года.</p>
<p>В прошлом году лидеры РФ, Армении и Азербайджана провели три встречи - 25 января в Сочи, 17 июня в Петербурге и 27 октября в Астрахани.</p>
<p>Как рассказал источник в Кремле накануне встречи, Дмитрий Медведев настроен продолжать работу по поиску путей урегулирования карабахской проблемы в трехстороннем формате, хотя «не ждет и не получает от нее каких-либо дивидендов».<br />
<br />
«Работу эту будем продолжать», - сказал представитель Кремля, добавив, что президент «спокойно относится» к периодически звучащим из Баку и Еревана высказываниям внутриполитической направленности, которые идут в разрез с их же заявлениями о готовности к переговорам.<br />
<br />
Источник подчеркнул, что Россия «работает по этому вопросу не изолировано, а вместе с Минской группой ОБСЕ, представители которой будут на встрече в Сочи».<br />
<br />
«Ни Франция, ни США не испытывают аллергии в отношении такого формата. Напротив, как нам кажется, в Минской группе по достоинству оценивают тот факт, что президент РФ тратит время и силы на эту работу», - сказал собеседник агентства.<br />
<br />
В Кремле ожидают, что три президента обсудят в Сочи дальнейшие шаги по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области между сторонами нагорно-карабахского конфликта.<br />
<br />
«Процессу нагорно-карабахского урегулирования способствовала бы стабилизация положения на линии соприкосновения», - заявил «Интерфаксу» источник в администрации российского президента.<br />
<br />
В этой связи, сказал он, «главы государств могут обменяться мнениями о ходе реализации Астраханского заявления, в котором зафиксировано, что урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области».<br />
<br />
Как сообщил источник, ожидается, что лидеры трех стран также продолжат обсуждение Основных принципов нагорно-карабахского урегулирования. <br />
<br />
Представитель Кремля отметил, что «дополнительные благоприятные условия для этого создает принятое в декабре прошлого года "на полях" саммита ОБСЕ в Астане совместное заявление глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и президентом Азербайджана и Армении».<br />
<br />
Собеседник агентства напомнил, что в заявлении, в частности, содержится «призыв к Баку и Еревану сосредоточиться на решении спорных вопросов, подчеркивается, что единственной возможностью достижения мира между сторонами конфликта являются переговоры».<br />
<br />
В свою очередь другой информированный кремлевский источник сказал «Интерфаксу», что работа по согласования обновленных Мадридских принципов урегулирования идет «очень непросто, с трудом».<br />
<br />
Как подчеркивают в Кремле, «принципиальная позиция России в нагорно-карабахском урегулировании заключается в том, что участникам конфликта не должны навязываться какие-либо рецепты извне; главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и армянах».<br />
<br />
При этом, отметил источник, Россия готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить гарантом урегулирования.<br />
<br />
«По мнению российской стороны, жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть в Закавказье стабильность и спокойствие», - заключил источник в Кремле.</p>
Комментарии экспертов
<div style="text-align: justify; ">На самом деле, становится все более очевидным, что Азербайджан неизбежно свяжет поставки газа с решением карабахского вопроса. Для России ситуация крайне трудная, потому что не секрет, что Россия хотела бы выкупить весь свободный газ  у Азербайджана. Это единственный свободный газ, который можно закачать в газопровод Nabucco, который рассматривается Россией как определенная угроза </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Другого газа просто нет сегодня. После событий на Севере Африки и в контексте того, что мы пока успешно сопротивляемся попытками соединить Азербайджан с Туркменией газопроводом, сейчас Азербайджан становится ключевым игроком.  Он это прекрасно понимает, и четко дал понять, что не намерен искать коммерческой выгоды.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">В этом смысле сейчас Азербайджан в очень хорошей ситуации – Россия готова выкупить весь его газ. Европа тоже готова купить у него газ, потому что считает Азербайджан энергетической альтернативой России. Но вопрос очень простой – если бы это был исключительно вопрос финансов, Россия бы перебила предложение Евросоюза. То есть, экономически мы эту конкуренцию выиграем. Но Азербайджан не хочет денег, он хочет решить конкретный вопрос – возвращение Карабаха. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">К России он пока прямым текстом не обращался. Но я не сомневаюсь, что это будет сделано. К неприятному удивлению Европы, Азербайджан уже этот вопрос ставил. Когда Баррозу был с визитом в Баку в январе этого года,  его прямо спросили о том, что он думает о территориальной целостности Азербайджана. Баррозу сказал, что он поддерживает территориальную целостность Азербайджана, но потом эти слова загадочным образом исчезли с сайта Европейского Союза.</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Азербайджан был крайне разочарован и написал кучу бумаг,  дескать – вот, он же это говорил, почему вы не хотите это опубликовать.  Баррозу понял, что погорячился и попытался как-то с честью выйти из это конфуза.  Ведь было заявление одного из депутатов азербайджанского парламента, где он честно и открыто сказал: не будет Карабаха – не будет газа для Nabucco. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">То есть, этот вопрос, очевидно, будет политизироваться, и Азербайджан будет говорить: ребята – хотите наш газ, давайте давите на Россию и Армению, возвращайте Карабах.  А как давить на Армению? Мы же понимаем, что у Армении есть достаточно сильное лобби в некоторых европейских странах.  Возьмите, например, ту же Францию. Может ли Франция как член ЕС согласиться с решением карабахского вопроса в пользу Азербайджана? Я пока это с трудом представляю. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">То, что Азербайджан пытается использовать газ как элемент торговли по политическим вопросам, для Европы - неприятный сюрприз.  Но вопрос - что будет делать в этой ситуации Россия?</div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Совершенно очевидно, что сотрудничество с Арменией развивается, что Россия своего единственного однозначного союзника на Кавказе предавать не будет.  Как в этой ситуации сделать так, чтобы решить проблему Азербайджана? Пока решения нет, и в ближайшие дни оно не появится.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">В нашу пользу играет то, что Азербайджан открыто высказал свою позицию Евросоюзу, который его в этом вопросе поддержать не может. Азербайджан хочет торговаться между нами и Европой, но ни Россия, ни Европа не может согласиться с тем, чтобы решить сейчас так однозначно карабахский вопрос в его пользу.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Европа на это не решится в ближайшее время, как бы ей не хотелось попробовать азербайджанского газку. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<p style="text-align: justify; ">Так что тут  пока ситуация крайне запутанная.  Я думаю, что встреча в Сочи ничего конкретного не решит. При этом, убежден,  такие встречи стали возможными. Никакого судьбоносного прорыва нет, но смягчение позиций вполне возможно. </p>
<div style="text-align: justify; ">Предстоящая встреча  не призвана решить основополагающие проблемы данного конфликта.  Прежде всего, нужно сверить часы и согласовать позиции сторон в новых условиях, а новые условия – это, прежде всего, обострение обстановки в районе Нагорного Карабаха. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Потому что и в конце 2010 года и в начале нынешнего года возник милитаристский фон – были инциденты на границе, заявления о войне. И поэтому, безусловно, такая встреча нужна, прежде всего, с точки зрения определений позиций сторон. Нужно обозначить отношение сторон ко всему происходящему, потому что с момента обострения ситуации стороны не  встречались.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Это невозможно без посредника, каковым является Россия. В 2010 году Россия по сравнению с другим ключевым посредником - минской группой ОБСЕ, куда входит помимо самой Москвы еще Париж и Вашингтон, - чаще встречалась с президентами Армении и Азербайджана, нежели американские коллеги. Тем самым Москва заявляет в латентной форме о том, что претендует на особый статус в этом конфликте, так как у России есть свой интерес.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Я не исключаю, что активизация именно российского посредничества в этом вопросе связана с молчаливым согласием с одной стороны Франции, с другой США, потому что для этих стран проблема Нагорного Карабаха в последнее время перестала быть актуальной. У США есть другие насущные проблемы, такие как Ближний Восток, Афганистан. Франция в последнее время решала внутриполитические вопросы. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">Говорить о  том, что Россия станет лидером миротворческого  процесса в регионе, на мой взгляд, все-таки рано. Ситуация в регионе достаточно напряженная, и результат усилий Москвы не будет очень заметен. Но тот факт, что президенты готовы друг с другом общаться – на мой взгляд, это весьма знаковый шаг.  </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<div style="text-align: justify; ">У России есть действительно переговорный потенциал, есть определенный ресурс, с помощью которого Россия могла бы ситуацию хотя бы на высоком уровне сгладить.  Понятно, что пока ситуация не выходит из-под контроля, в том числе, не без участия России. То есть, Москва ведет переговоры, дает возможность двум президентам хотя бы между собой пообщаться и зафиксировать те проблемные вопросы, которые между ними существуют. </div>
<div style="text-align: justify; "> </div>
<p style="text-align: justify; ">Россия имеет достаточно выгодные контракты с Арменией. Она - один из ключевых игроков на постсоветском пространстве для России. С другой стороны, с Азербайджаном мы не так давно подписали достаточно крупные энергетические контракты. Поэтому идти на открытый конфликт с одной или другой страной Россия не заинтересована.  Поэтому Россию устраивает статус-кво с параллельным снижением уровня конфликтности в данном регионе. </p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".