Статья
1573 5 марта 2011 12:08

Карабахский узел

Президент России Дмитрий Медведев, а также президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев провели переговоры на горнолыжном курорте Красная Поляна.

По итогам переговоров они приняли совместное заявление по карабахскому урегулированию, передал «Интерфакс». В документе отмечается, что лидеры рассмотрели вопросы практической реализации трехстороннего заявления, принятого ими во время прошлой встречи в Астрахани 27 октября 2010 года и, в дополнение к предусмотренным в нем мерам, договорились, в частности, «завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными».

Кроме того, в документе подчеркивается стремление «решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ».

«Президенты отметили важное значение своих регулярных контактов по вопросам нагорно-карабахского урегулирования и договорились их продолжить в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ», - говорится в заявлении.

Переговоры в Сочи являются уже восьмой встречей в трехстороннем формате, посвященной обсуждению нагорно-карабахского конфликта. Первая из них состоялась в Барвихе в ноябре 2008 года.

В прошлом году лидеры РФ, Армении и Азербайджана провели три встречи - 25 января в Сочи, 17 июня в Петербурге и 27 октября в Астрахани.

Как рассказал источник в Кремле накануне встречи, Дмитрий Медведев настроен продолжать работу по поиску путей урегулирования карабахской проблемы в трехстороннем формате, хотя «не ждет и не получает от нее каких-либо дивидендов».

«Работу эту будем продолжать», - сказал представитель Кремля, добавив, что президент «спокойно относится» к периодически звучащим из Баку и Еревана высказываниям внутриполитической направленности, которые идут в разрез с их же заявлениями о готовности к переговорам.

Источник подчеркнул, что Россия «работает по этому вопросу не изолировано, а вместе с Минской группой ОБСЕ, представители которой будут на встрече в Сочи».

«Ни Франция, ни США не испытывают аллергии в отношении такого формата. Напротив, как нам кажется, в Минской группе по достоинству оценивают тот факт, что президент РФ тратит время и силы на эту работу», - сказал собеседник агентства.

В Кремле ожидают, что три президента обсудят в Сочи дальнейшие шаги по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области между сторонами нагорно-карабахского конфликта.

«Процессу нагорно-карабахского урегулирования способствовала бы стабилизация положения на линии соприкосновения», - заявил «Интерфаксу» источник в администрации российского президента.

В этой связи, сказал он, «главы государств могут обменяться мнениями о ходе реализации Астраханского заявления, в котором зафиксировано, что урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области».

Как сообщил источник, ожидается, что лидеры трех стран также продолжат обсуждение Основных принципов нагорно-карабахского урегулирования.

Представитель Кремля отметил, что «дополнительные благоприятные условия для этого создает принятое в декабре прошлого года "на полях" саммита ОБСЕ в Астане совместное заявление глав делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и президентом Азербайджана и Армении».

Собеседник агентства напомнил, что в заявлении, в частности, содержится «призыв к Баку и Еревану сосредоточиться на решении спорных вопросов, подчеркивается, что единственной возможностью достижения мира между сторонами конфликта являются переговоры».

В свою очередь другой информированный кремлевский источник сказал «Интерфаксу», что работа по согласования обновленных Мадридских принципов урегулирования идет «очень непросто, с трудом».

Как подчеркивают в Кремле, «принципиальная позиция России в нагорно-карабахском урегулировании заключается в том, что участникам конфликта не должны навязываться какие-либо рецепты извне; главная ответственность за окончательный выбор должна лежать на самих азербайджанцах и армянах».

При этом, отметил источник, Россия готова поддержать тот вариант решения проблемы, который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить гарантом урегулирования.

«По мнению российской стороны, жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть в Закавказье стабильность и спокойствие», - заключил источник в Кремле.

Комментарии экспертов
На самом деле, становится все более очевидным, что Азербайджан неизбежно свяжет поставки газа с решением карабахского вопроса. Для России ситуация крайне трудная, потому что не секрет, что Россия хотела бы выкупить весь свободный газ  у Азербайджана. Это единственный свободный газ, который можно закачать в газопровод Nabucco, который рассматривается Россией как определенная угроза 
 
Другого газа просто нет сегодня. После событий на Севере Африки и в контексте того, что мы пока успешно сопротивляемся попытками соединить Азербайджан с Туркменией газопроводом, сейчас Азербайджан становится ключевым игроком.  Он это прекрасно понимает, и четко дал понять, что не намерен искать коммерческой выгоды.  
 
В этом смысле сейчас Азербайджан в очень хорошей ситуации – Россия готова выкупить весь его газ. Европа тоже готова купить у него газ, потому что считает Азербайджан энергетической альтернативой России. Но вопрос очень простой – если бы это был исключительно вопрос финансов, Россия бы перебила предложение Евросоюза. То есть, экономически мы эту конкуренцию выиграем. Но Азербайджан не хочет денег, он хочет решить конкретный вопрос – возвращение Карабаха. 
 
К России он пока прямым текстом не обращался. Но я не сомневаюсь, что это будет сделано. К неприятному удивлению Европы, Азербайджан уже этот вопрос ставил. Когда Баррозу был с визитом в Баку в январе этого года,  его прямо спросили о том, что он думает о территориальной целостности Азербайджана. Баррозу сказал, что он поддерживает территориальную целостность Азербайджана, но потом эти слова загадочным образом исчезли с сайта Европейского Союза.
 
Азербайджан был крайне разочарован и написал кучу бумаг,  дескать – вот, он же это говорил, почему вы не хотите это опубликовать.  Баррозу понял, что погорячился и попытался как-то с честью выйти из это конфуза.  Ведь было заявление одного из депутатов азербайджанского парламента, где он честно и открыто сказал: не будет Карабаха – не будет газа для Nabucco. 
 
То есть, этот вопрос, очевидно, будет политизироваться, и Азербайджан будет говорить: ребята – хотите наш газ, давайте давите на Россию и Армению, возвращайте Карабах.  А как давить на Армению? Мы же понимаем, что у Армении есть достаточно сильное лобби в некоторых европейских странах.  Возьмите, например, ту же Францию. Может ли Франция как член ЕС согласиться с решением карабахского вопроса в пользу Азербайджана? Я пока это с трудом представляю. 
 
То, что Азербайджан пытается использовать газ как элемент торговли по политическим вопросам, для Европы - неприятный сюрприз.  Но вопрос - что будет делать в этой ситуации Россия?
 
Совершенно очевидно, что сотрудничество с Арменией развивается, что Россия своего единственного однозначного союзника на Кавказе предавать не будет.  Как в этой ситуации сделать так, чтобы решить проблему Азербайджана? Пока решения нет, и в ближайшие дни оно не появится.  
 
В нашу пользу играет то, что Азербайджан открыто высказал свою позицию Евросоюзу, который его в этом вопросе поддержать не может. Азербайджан хочет торговаться между нами и Европой, но ни Россия, ни Европа не может согласиться с тем, чтобы решить сейчас так однозначно карабахский вопрос в его пользу.  
 
Европа на это не решится в ближайшее время, как бы ей не хотелось попробовать азербайджанского газку. 
 

Так что тут  пока ситуация крайне запутанная.  Я думаю, что встреча в Сочи ничего конкретного не решит. При этом, убежден,  такие встречи стали возможными. Никакого судьбоносного прорыва нет, но смягчение позиций вполне возможно. 

Предстоящая встреча  не призвана решить основополагающие проблемы данного конфликта.  Прежде всего, нужно сверить часы и согласовать позиции сторон в новых условиях, а новые условия – это, прежде всего, обострение обстановки в районе Нагорного Карабаха. 
 
Потому что и в конце 2010 года и в начале нынешнего года возник милитаристский фон – были инциденты на границе, заявления о войне. И поэтому, безусловно, такая встреча нужна, прежде всего, с точки зрения определений позиций сторон. Нужно обозначить отношение сторон ко всему происходящему, потому что с момента обострения ситуации стороны не  встречались.  
 
Это невозможно без посредника, каковым является Россия. В 2010 году Россия по сравнению с другим ключевым посредником - минской группой ОБСЕ, куда входит помимо самой Москвы еще Париж и Вашингтон, - чаще встречалась с президентами Армении и Азербайджана, нежели американские коллеги. Тем самым Москва заявляет в латентной форме о том, что претендует на особый статус в этом конфликте, так как у России есть свой интерес.  
 
Я не исключаю, что активизация именно российского посредничества в этом вопросе связана с молчаливым согласием с одной стороны Франции, с другой США, потому что для этих стран проблема Нагорного Карабаха в последнее время перестала быть актуальной. У США есть другие насущные проблемы, такие как Ближний Восток, Афганистан. Франция в последнее время решала внутриполитические вопросы. 
 
Говорить о  том, что Россия станет лидером миротворческого  процесса в регионе, на мой взгляд, все-таки рано. Ситуация в регионе достаточно напряженная, и результат усилий Москвы не будет очень заметен. Но тот факт, что президенты готовы друг с другом общаться – на мой взгляд, это весьма знаковый шаг.  
 
У России есть действительно переговорный потенциал, есть определенный ресурс, с помощью которого Россия могла бы ситуацию хотя бы на высоком уровне сгладить.  Понятно, что пока ситуация не выходит из-под контроля, в том числе, не без участия России. То есть, Москва ведет переговоры, дает возможность двум президентам хотя бы между собой пообщаться и зафиксировать те проблемные вопросы, которые между ними существуют. 
 

Россия имеет достаточно выгодные контракты с Арменией. Она - один из ключевых игроков на постсоветском пространстве для России. С другой стороны, с Азербайджаном мы не так давно подписали достаточно крупные энергетические контракты. Поэтому идти на открытый конфликт с одной или другой страной Россия не заинтересована.  Поэтому Россию устраивает статус-кво с параллельным снижением уровня конфликтности в данном регионе. 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".