Статья
2747 28 февраля 2011 13:55

Карта россиянина

Универсальная электронная карта (УЭК) должна быть действительно универсальным инструментом и признаваться за рубежом, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Нужно сделать все для того, чтобы карта, решение о которой мы приняли, имела универсальный характер, была универсальным финансовым инструментом, который позволяет его использовать и в России, и за границей, а не каким-то доморощенным продуктом, который не получил признания в других странах», - заявил Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в РФ.

Он отметил, что карта выведет на новый уровень «общение гражданина с государством», бюрократическими структурами и предоставит новые возможности россиянам.

В конечном счете, добавил президент, произойдет «радикальное повышение цифровой культуры» в стране, а простые люди будут чувствовать себя «более защищенными перед государством».

Правда, личная информация граждан РФ защищена чрезвычайно слабо и активно «циркулирует» в Интернете.

«Необходимо предпринять усилия по защите личной информации от возможного распространения и нецелевого использования. Хотя нужно признаться, что вся эта информация у нас в огромном количестве циркулирует в глобальной сети», - сказал Дмитрий Медведев, отметив, что «пока эффективных способов защиты этой информации государством не найдено».

Одновременно президент подчеркнул, что «сама по себе защита этой информации не должна быть препятствием к принятию решения о выпуске этих карт».

Дмитрий Медведев поставил задачу продумать возможности работы с картой через персональный компьютер и разработать соответствующую систему идентификации.

Кроме того, по его словам, нужно развернуть масштабную обучающую кампанию по пользованию услугами карты.

Президент России также заинтересовался идеей использования универсальной электронной карты россиянина для осуществления голосования на выборах.

Дмитрий Медведев отметил, что за обсуждением темы внедрения УЭК в прямом эфире следит большое количество интернет-пользователей, которые присылают свои предложения.

«Я вижу, пришел целый ряд идей, включая идею использования УЭК для осуществления голосования на выборах, чтобы каждый понимал, что с его голосом произошло», - сказал Дмитрий Медведев.

Как отметил президент, «если потенциально это возможно на будущее, это было бы красиво».

«Понятно, что это не перспектива сегодняшнего, и даже завтрашнего дня, но это интересная штучка», - заметил Медведев.

Глава государства подчеркнул, что УЭК позволит совместить ее с правами на управление транспортными средствами. «В этом случае это уже будет глобальный документ, который позволяет и закупки совершать, и рассчитываться по различного рода финансовым требованиям, передвигаться по стране», - сказал Медведев.

Весьма продуктивной он назвал также идею, чтобы «карта в какой-то момент стала одним из способов упрощения регистрации граждан РФ при их перемещении по территории нашей страны».

При этом Дмитрий Медведев считает необходимым синхронизировать выдачу УЭК по всей стране, чтобы обеспечить решение вопросов, касающихся медицинского обслуживания населения, налогового учета и платежей.

«Задача заключается в том, чтобы эта карта распространялась на всю территорию России. В данном случае она будет универсальной и интересной для наших граждан», - отметил глава государства.

Для этого, сказал он, необходимо подготовить оригинальные карты внедрения УЭК, используя уже имеющийся опыт в ряде регионов, в частности, в Москве.

Что касается дизайна карты, то президент считает, что на карте должны присутствовать герб, флаг и название государства. Унифицированный дизайн универсальной электронной карты в настоящее время проходит утверждение в правительстве РФ. По данным Минэкономразвития, наиболее популярны три варианта дизайна из предложенных ОАО "УЭК" совместно с Гознаком.

Правительству РФ поручено до 1 мая представить расчет необходимых финансовых средств для внедрения в России универсальной электронной карты гражданина РФ.

---

Электронной карте, при помощи которой можно будет оплатить многие услуги, вплоть до проезда в транспорте, пророчат не только будущее «электронного кошелька». В перспективе она может заменить основные документы граждан страны.

Правда, идея создания такого электронного пропуска, совмещающего в себе функцию кошелька и паспорта, в обществе воспринимается неоднозначно.

Казалось бы, что может быть комфортнее, когда без многочасовой очереди, не отходя от стола, через Интернет можно оплатить все коммунальные платежи? По этой же карте можно расплатиться и за проезд в транспорте, и за покупку в магазине.

Да и кипу документов, необходимых при оформлении различных услуг, в перспективе не понадобится оформлять. Предполагается, что в недалеком будущем карта полностью заменит большинство документов, удостоверяющих личность. В нее войдут медицинский полис, карточка пенсионного страхования, а также платежная банковская карта.

Казалось бы, свершилась мечта любого, кто в бешеном ритме современного мира стремится достичь многого в максимально сжатые строки. Вот, наконец, у нас будет европейский сервис, и многочасовые очереди канут в Лету советских лет, утверждают защитники инициативы.

Но, как известно, у любого новаторства есть и противники. Наличие технофобов наблюдается со времен восстания ткачей в Европе, протестующих против введения нового оборудования.

Несмотря на наличие объективных плюсов у электронной «карты россиянина», ее противники просят отказаться от нее. И даже утверждают, что электронные карты нарушают конституционные права граждан.

«Без нашего согласия объединяется информация обо всех сторонах жизни человека: здоровье, доходах, собственности, социальном обеспечении, совершении человеком всех юридически значимых действий, личной и семейной тайне», - говорится, например, в тексте обращения группы москвичей в Московскую городскую Думу.

Русская православная церковь с пониманием относится к тем, кто опасаются использования электронных средств идентификации, рассматривая этот шаг как возможность тотального контроля над личностью.

«Есть определенное количество людей, которые по тем или иным причинам эту карту ни в коем случае не берут, и сегодня очень важно поставить вопрос о том, чтобы эти люди не подвергались дискриминации и тем более не перешли на нелегальное существование, а имели возможность выбора вида документов», - заявил председатель отдела Московской Патриархии по взаимодействию церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, к людям, которые отказываются от обязательных электронных идентифицирующих средств, нужно отнестись с вниманием.

На самом деле, никого не будут заставлять пользоваться электронной картой. Универсальная электронная карта на всей территории страны с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 будет выдаваться всем желающим. С 2014 года карту получат все граждане страны. От нее можно будет и отказаться, написав соответствующее заявление.

Пилотный проект по выпуску универсальных электронных карт уже реализуется в четырех регионах РФ - Астраханской области, Башкирии, Москве и Татарстане. Участниками проекта являются банк «Уралсиб», Сбербанк, банк «АК Барс» и Банк Москвы. В рамках этого проекта, универсальной электронной картой можно пользоваться во всех четырех регионах вне зависимости от места ее выдачи.

Для внедрения единой информационно-платежной системы и создания единого идентификационного, платежного и информационного инструмента - универсальной электронной карты - Сбербанк, «Уралсиб» и «АК Барс» в июне 2010 года создали ОАО «УЭК», которое будет продвигать отечественную платежную систему.

Преимуществами универсальной электронной карты будет то, что она позволит получать услуги в системе обязательного медицинского страхования, обязательного пенсионного страхования, банковские услуги, а также дистанционно получать муниципальные услуги и льготы.

Универсальная электронная карта не будет содержать каких-либо сведений о вероисповедании, других личных сведений, не содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина, и будет оформляться в едином стиле на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время ведутся переговоры с компаниями «Visa» и «МаsterСard» для того, чтобы УЭК были подключены к международным платежным системам.

Напомним, в ноябре 2010 года правительство внесло в Госдуму законопроект о национальной платежной системе, которая, как ожидается, станет российским аналогом международных платежных систем «Visa» и «MasterCard».  О необходимости создать Национальную платежную систему не раз говорил президент РФ Дмитрий Медведев. Глава государства подчеркивал, что необходимо обеспечить равные условия для участия в ней всех банков. Предполагается, что именно на базе этой платежной системы будет организована выдача социальных карт гражданам.

Инфраструктура для выпуска универсальной электронной карты россиянина должна быть готова к 1 января 2012 года. Соответствующие расчеты содержатся в плане мероприятий по внедрению УЭК, разработанном министерством экономического развития.

В докладе главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной к заседанию комиссии по модернизации отмечается, что порядок выпуска карты должен быть подготовлен уже к 15 марта текущего года.

К 25 декабря 2011 года планируется представить предложения по стимулированию использования УЭК в качестве водительского удостоверения, полиса ОСАГО, а также в системе Федеральной миграционной службы России.

Минэкономразвития предлагает рекомендовать субъектам РФ к 1 сентября 2011 года принять региональные планы внедрения карты, включая создание на региональном уровне инфраструктуры для приема УЭК.

В документе отмечается, что при помощи карты, чип для которой не должен проходить сертификацию в ФСБ, можно будет осуществлять, в частности, следующие услуги: уплата налогов; подача заявления на получение социальной помощи; выдача личных документов (паспорт, водительские права); техосмотр; заявление в милицию; поступление в учебные заведения; регистрация по месту жительства и пребывания; установление и начисление пенсий; услуги здравоохранения.

После внедрения универсальной электронной карты россияне смогут оплачивать и получать госуслуги с помощью этой карты в самых различных сферах - в медицинской, пенсионной, образовательной, транспортной и других.

«Я думаю, что люди почувствуют, что жить стало чуть легче и меньше уходит времени на то, чтобы получать те или иные услуги», - заявил на пресс-конференции перед заседанием комиссии помощник президента Аркадий Дворкович.

Он отметил, что на заседании «должны быть приняты ключевые решения по срокам внедрения карты и по разделению их функций между РФ, регионами и различными ведомствами» в данном проекте.

В планах, по словам Дворковича, сроки реализации проекта - пять лет. Средства, которые планируется затратить на это – «от 150 до 200 млрд рублей».

В свою очередь глава Сбербанка Герман Греф на пресс-конференции подчеркнул, что внедрение универсальной электронной карты позволит повысить прозрачность предоставления госуслуг.

«Это совершенно новый инструмент взаимодействия граждан с органами власти и то, что для нас сегодня принципиально важно - резкое снижение уровня мелких бытовых взяток и коррупции», - сказал Греф.

Внедрение УЭК позволит не только снизить уровень коррупции, но и сократить количество чиновников.

«Самое существенное, что это совершенно новый инструмент взаимодействия граждан с органами власти. То, что сегодня для нас принципиально важно, это резкое снижение уровня мелких бытовых преград и уровня коррупции», - сказал Герман Греф на брифинге.

Греф отметил, что введение в России этой карты позволит убрать стояние граждан в очередях, а также повысить прозрачность процесса взаимодействия граждан с органами власти. «И, как я надеюсь, как следствие, произойдет резкое сокращение госаппарата, огромное количество чиновников не нужно будет», - подчеркнул он.

Внедрение универсальной электронной карты в Москве позволит быстрее оформлять ДТП на дорогах, что приведет к уменьшению количества заторов на столичных трассах.

В материалах доклада мэра Москвы Сергея Собянина, распространенных в преддверии заседания комиссии, перечисляются возможности использования электронной карты, и оформления ДПТ - не единственная из них.

Так, с помощью универсальной карты можно будет оплатить услуги ЖКХ, расплатиться за поездки на всех видах транспорта - метро, автобусе или трамвае, а также в поездах пригородного сообщения.

С использованием УЭК можно будет заплатить и за парковку в городе.

В докладе отмечается, что применение универсальной карты в миграционной сфере позволит повысить прозрачность миграционных процессов.

Универсальная карта поможет записаться к врачу, оформить ребенка в детсад и получить необходимую информацию и услугу в любом месте в городе.

Среди факторов, которые сдерживают развитие проекта - отсутствие всех необходимых подзаконных актов, отмечается в докладе.

Кроме того, пока еще не сформирована полностью инфраструктура для применения таких карт.

Комментарии экспертов

Основная проблема заключается в том, что в мире есть несколько лидеров платежных систем. Были попытки создавать им конкуренцию, но не все оказались успешными. Поэтому и возникает вопрос - делать ли что-то свое, но похожее, или проще каким-то образом встроиться в уже существующие глобальные платежные системы.

Кстати, в России этот вопрос стоит во многих отраслях. Например, в авиапроме размышляют - нужны ли нам широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты или лучше закрыть всю эту программу за рубежом.

Когда говорят, что давайте закроем авиапром, у меня это вызывает изумление, потому что там у нас какие-то серьезные наработки и преимущества есть.

Что касается создания единой платежной системы, то на этом рынке мы лидерами не были. Можно смело использовать то, что изобретено другими.

Я критиковал эту идею с точки зрения создания российской единой платежной системы как аналога Visa и МаsterCard. Мы же можем создать систему, которая ориентирована на платежи только внутри страны. Преимущество Visa и МаsterCard заключается в том, что вы с этой карточкой можете платить где угодно - от Новой Зеландии до Африки. Способны ли мы создать такую серьезную систему, вот в чем вопрос.

В то же время, создание электронной карты актуально с точки зрения активного перехода в Интернет-платежи и стимулирования людей к этому, чтобы люди не ходили по старинке в Сбербанк с этими квитанциями.

На мой взгляд, модернизация - важная штука. Мне кажется, можно выбрать какие-то яркие точки и несколько подталкивать общество к этому.

Население, к сожалению, не понимает всех преимуществ электронной карты. Молодежь в этом плане, конечно, более продвинута и прогрессивна. Думаю, постепенно и старшее поколение привыкнет к новому виду услуг.

Скажется ли уменьшение наличности на экономику страны? На мой взгляд, никакого негатива в этом нет. Я вообще думаю, что чем меньше будет у нас наличного оборота, тем лучше. Потому что наличный оборот - это всегда большое количество серых денег. Чем быстрее будет идти страна в сторону безналичного оборота, тем будет проще, потому что это не только вопрос контроля денежных потоков. Это признак общности с цивилизованными экономиками.

Прежде всего, следует отметить, что сама идея интеграции в одной карте целого ряда направлений и функций мне кажется разумной. Она позволит всерьез повысить эффективность определенных направлений и снизит нагрузки и расходы самого гражданина.

Другое дело, что для того, чтобы правильно реализовать этот проект, необходимо учитывать три важные вещи. Первое: необходимо иметь расширенную инфраструктуру применения карты. Потому что, одно дело, если мы говорим о мегаполисах, даже о Москве, но в регионах не везде есть возможность использовать терминалы и даже интернет. Если предполагается, что карта будет распространена на все регионы, то необходимо понимать, как обеспечить ее функционирование. Если мы говорим о большом городе, то целесообразность размещения целого ряда банкоматов и систем приема этих карт достаточно здрава. Но если мы говорим о небольших деревнях, в которых сама установка является серьезным ударом по местному бюджету (плюс ко всему, необходимо сервисное обслуживание всех этих устройств), то надо понимать, что в целом ряде районов, которые изначально отрезаны от городов, могут воникнуть сложности.

Второе, что нужно сделать - это, все-таки, повышать правовую грамотность и культуру граждан. Очевидно, что есть целые группы населения, которым будет крайне сложно воспользоваться данной услугой именно ввиду отсутствия необходимых навыков. Прежде всего, это касается людей, которые находятся в возрастной категории за 45 лет. Использование электронных денег подвергнет их риску стать жертвами мошенников.

Третий момент связан с тем, что карты как таковые создают серьезные сложности с их использованием в целом ряде сфер, а следовательно создают проблемы с сохранением информации. Так как на одном ресурсе концентрируется практически вся информация, которая есть по владельцу, то необходимо обеспечить безопасность данных. Для Российской Федерации эта проблема является наиболее актуальной. Необходимо будет существенно повысить безопасность данных и существенно усилить целое ведомство, которое будет отвечать, в том числе, за предоставление этих данных.

Четвертый важный момент связан с тем, что самим госведомствам необходимо переходить на систему электронного документооборота. В целом ряде государственных структур она реализована достаточно плохо, либо не реализована вообще. Возможность контроля рисков практически сведена к нулю. Потому что база документооборота практически дублируется во всех российских ведомствах. Поэтому, это может просто привести к двойной работе, к такому же усложнению процесса.
В принципе, идея карты не только упрощает жизнь гражданам, но и еще повышает эффективность государственного управления. Поэтому, если работа по этим направлениям будет эффективно продолжена, то введение карт в долгосрочной перспективе будет вполне логичным.

Очевидно, что отказываться от внутренних документов ни одно государство не может в современном мире. При этом абсолютно непонятно, почему внутренний документ, как скажем, паспорт в России или водительские удостоверения в США, должны быть сделаны в бумажном виде.

Если учитывать, что бумага портится, такие документы  достаточно легко подделывать и вообще это достаточно архаичная технология, понятно, что современное государство будет стремиться к тому, чтобы  документы были в электронном виде.  Это вектор, от которого мы никуда не сможем уйти. Многим это может не нравиться по соображениям этическим, религиозным и каким угодно еще, но государственная эффективность и модернизация общества этого требует.

В будущем, наверное, такая карта могла бы заменить как внутренний паспорт, так и паспорт заграничный. Потому что нет никакой необходимости в разделении этих двух документов. Если Россия сумеет договориться с Евросоюзом и другими государствами о едином стандарте этой электронной карты, то проблемы никакой не будет.

При этом стоит отметить, что трудность заключается не в том, готова ли данная технология к использованию, а готовы ли к ее использованию люди. В первую очередь это, конечно, накладывается на огромные масштабы работ, которые связаны с переходами на подобного рода карты большого количества людей. Это сложно даже для Москвы. Когда о подобном переходе можно будет говорить для всей России - можно только гадать.

Медведев хочет ставить перед собой такие задачи. Он недавно говорил в интервью газете «Ведомости», что он не боится браться за задачи, которые выходят за границы президентского срока и которые требуют стратегических инвестиций - и политических, и экономических. Так что, мне кажется, что вектор избран правильно,  движение начато.

Что касается защиты информации - действительно электронные средства информации подвергаются различным угрозам и надежных способов защиты информации на сегодняшний день нет.  Но есть такие способы защиты информации, взлом которых стоит слишком дорого, чтобы он представлял большой интерес. То есть, задача тех людей, которые занимаются электронных карт, состоит не в том, чтобы сделать ее принципиально невозможной для подделки, а в том, чтобы это стоило настолько дорого, что никакого резона заниматься этим не было.

Так что, мне кажется, здесь есть какой-то компромисс между защитными средствами и стоимостью взлома.

Что касается вопроса о том, чтобы электронной «картой россиянина» можно было пользоваться и за рубежом, думаю, в этом нет ничего невозможного. 

Мне, кажется, что в будущем перед всеми государствами встанет вопрос, чтобы электронные документы использовались за пределами той или иной страны. Думаю,  будет заключено межгосударственное соглашение, когда западные, иностранные  электронные документы будут использоваться у нас, а российские будут использоваться за границей. И, мне кажется, что этот процесс будет развиваться в таком же ключе, как сейчас происходят договоры о порядке визового режима или безвизовым режимом с иностранными государствами. То есть, здесь надо понимать, что это выгодно не только России, но и тем государствам, с которыми у нас будут соответствующие договоренности.
 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".