Статья
2053 18 ноября 2010 0:01

Каспийский саммит в Баку

Президент РФ Дмитрий Медведев в Баку принял участие в третьем саммите Прикаспийских государств, который объединяет Россию, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан.

По итогам встречи лидеры государств подписали соглашение «О сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии» и совместное заявление

Одним из главных вопросов обсуждения был правовой статус Каспия, который до сих пор не урегулирован. 

За все, что происходит в Каспийском регионе, ответственны только страны этого региона и никто другой, заявил президент России Дмитрий Медведев на открытии мероприятия. «Мы едины в том, что мы сами ответственны за ситуацию, которая существует в Каспийском регионе. Только мы, и никто другой», - сказал Дмитрий Медведев. По его словам, в подготовленном для подписания соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспии заложено именно такое понимание. «Если мы не будем заниматься этими вопросами, ими захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют, но которым интересно здесь находится для решения собственных экономических, а то и политических вопросов», - сказал Дмитрий Медведев.

Любые односторонние попытки пересмотреть правовой статус Каспия в обход идущего переговорного процесса могут лишь осложнить или сорвать работу над новой конвенцией, заявил президент РФ Дмитрий Медведев на открытии меропрития.  Создание нового правового статуса Каспийского моря является одной из важнейших задач подобных саммитов, отметил президент РФ. По его словам, новый статус Каспия должен отвечать современным правовым геополитическим интересам прикаспийских государств, передает Интерфакс.

«Мы достигли принципиального согласия по целому ряду важнейших вопросов, и Россия будет делать все для обеспечения договоренностей по всем существенным пункта, касающегося правового статуса Каспия, для скорейшего согласования и принятия конвенции», - отметил Дмитрий Медведев.

«Сегодня каспийская пятерка подошла вплотную к решению основного вопроса - о ширине и режиме национального морского пояса», - отметил президент РФ. По его мнению, каспийские страны могут и должны договариваться, и такие договоренности должны быть достигнуты для более удобной экономической деятельности всех пяти прикаспийских государств.

«Переговорный процесс идет не столь быстро. Мы должны сделать все, чтобы его ускорить С другой стороны, недопустимы односторонние шаги, которые могут нарушить баланс, существующий на море, и даже сорвать работу над новой конвенцией», - заключил президент РФ.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил завершить разработку конвенции по определению правового статуса Каспийского моря уже в 2011 году. «Предлагаю в следующем году окончательно и полностью завершить разработку правового статуса Каспийского моря путем продолжения проведения заседаний в пятистороннем формате», - сказал иранский президент. Кроме этого, он озвучил еще несколько предложений иранской стороны к прикаспийским партнерам. В частности, Ахмадинежад предложил внести в повестку дня вопросы развития всестороннего сотрудничества в области культуры, с целью «защиты независимости и чести наших народов в нашем противодействии политическому и культурному посягательству со стороны господствующих систем».

Президент Ирана предложил прикаспийским странам вести «целенаправленный диалог и консультации для корректировки нынешней мировой системы, создание совместных судоходных компаний, предоставлении таможенных льгот, увеличения торгового обмена, соединению сетей по транспортировке энергоносителей, расширению связей туристической, культурной и спортивной сферах».

«Скоординированная борьба с факторами, угрожающими стабильности и безопасности на Каспии, и в предотвращении наступлении чужеземных игроков является важнейшим элементом национальной безопасности, мира на Каспийском море и в наших странах», - отметил он.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, со своей стороны, назвал двухсторонние договоры о разграничении дна Каспийского моря между Азербайджаном, Россией и Казахстаном основой для определения правового статуса водоема. «Надеюсь, в будущем этот хороший опыт будет взят за основу и сыграет роль в определении статуса», - сказал Ильхам Алиев.

Обсуждались и другие вопросы, в частности экологические. Так например глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов считает, что вопрос прокладки энергетических трубопроводов должен решаться при участии только участников данных проектов. «Прокладка нефте- и газопроводов должна осуществляться только при согласии сторон, через национальные сектора которых они будут проложены, при соблюдении всех вопросов экологической безопасности», - заявил президент Туркменистана.

Бережнее относится к экологии Каспия призвал и президент России Дмитрий Медведев. «Наша обязанность заключается не только в том, чтобы делить море, поделить акваторию, но и в том, чтобы заботиться о сохранении уникальной экологии и использовании природных ресурсов моря», - сказал Д.Медведев в четверг на третьем Каспийском саммите, проходящем в Баку.
По его словам, выполнение этой задачи необходимо с точки зрения ответственности перед будущими поколениями.

Кроме того, по словам главы российского государства, «это позволит строже соблюдать баланс между деятельностью по нефте- и газодобыче и природоохранными мерами, в том числе в таком чувствительном вопросе, как прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов». Дмитрий Медведев подчеркнул, что «любая неисправность или авария будут иметь для замкнутой био- и экосферы Каспия губительные последствия».

Что касается непосредственно биоресурсов, то, как рассказал журналистам глава МИД РФ Сергей Лавров, каспийские страны могут ввести в ближайшие три месяца пятилетний мораторий на вылов осетровых. С таким предложением выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Между тем, Россия еще с 2003 года активно настаивает на принятии данного решения, напомнил Сергей Лавров. По его словам, к этой инициативе готов подключиться Иран. «Техническое решение найдено, необходимо выработать конкретный механизм его реализации», - сказал Сергей Лавров.

По итогам саммита президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что лидеры каспийских стран договорились встречаться каждый год и что следующий саммит решено провести в России. Он отметил, что по главному вопросу - правовому статусу Каспийского моря - был совершен большой шаг вперед, возможно документ будет подписан в следующем году. 

Помощник президента РФ Сергей Приходько ранее сообщил, что на саммите планируется принять два документа - совместное заявление президентов, где кратко будут зафиксированы итоги саммита и основные направления в последующей работе, а также - соглашение о сотрудничестве в сферы безопасности.

Говоря о соглашении в области безопасности, помощник президента РФ пояснил, что это не договорно-правовой документ, а «своего рода ориентир для совместной работы ведомств, силовых структур, всех тех, кто занимается этими вопросами».

«Это такой рамочный политический документ, фиксирующий нашу совместную ответственность в борьбе по предотвращению террористических угроз, с распространением оружия массового уничтожения, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой, браконьерством, незаконного перемещения людей и т.д.», - сказал он.

Он считает, что прикаспийские государства обладают достаточным потенциалом для обеспечения безопасности без привлечения третьих сил. «Мы не считаем, что какая-то потенциальная военная угроза от чьих-либо военно-морских сил на Каспии нам исходит, но считаем, что у каспийских государств достаточный потенциал для обеспечения надежной системы безопасности собственными силами, без привлечения третьих стран», - сказал Сергей Приходько.

Помощник президента РФ добавил, что задачей саммита, как предстоящего, так и предыдущих, является работа над конвенцией по правовому статусу Каспийского моря. Понимая степень своей ответственности, как каспийской державы, заметил Сергей Приходько, Россия выступает за закрепление универсальных правовых норм, которые должны охватывать делимитацию акватории всего Каспийского моря, «определять принципы военной деятельности, военного мореплавания на Каспии, условия прокладки транскаспийских трубопроводов по дну, транзит из Каспия в мировой океан и обратно, в том числе, по внутренним водам РФ». Россия считает, что необходим строгий баланс между усилиями по нефте- и газодобыче с сохранением природы и биоразнообразия, сказал помощник президента.

Касаясь вопроса о взаимодействии прикаспийских государств в области экономики, транспорта и коммуникаций, помощник президента Сергей Приходько отметил, что, прежде всего, речь идет о рыболовстве, судоходстве, водотранспортном соединении прикаспийских и азово-черноморских бассейнов, а также о создании организации Каспийского экономического сотрудничества.

Как напоминает ИТАР-ТАСС, определение нового правового статуса Каспийского моря - один из основополагающих и ключевых вопросов в каспийской тематике. Действующий правовой режим установлен рядом статей Договора между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г и Договора о торговле и мореплавании между СССР и Ираном от 25 марта 1940 г, которые не регулируют ставшие актуальными вопросы недропользования, военной деятельности, транзита в Каспий и из него, охраны природной среды.

С 1996 г делегации в рамках специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел ведут переговоры по выработке нового правового статуса Каспийского моря. Россия, с удовлетворением констатируя согласование сторонами ряда важных позиций по ходу переговорной работы над проектом конвенции о правовом статусе, выступает за скорейшее принятие этого принципиально важного документа, призванного регулировать такие ключевые вопросы, как делимитация дна и акватории моря, военная деятельность, выработка общих правил рыболовства, транзит судов, прокладка подводных трубопроводов и др.

Комментарии экспертов

По итогам Каспийского саммита ожидается подписание декларации по безопасности. Надеемся, что она будет принята, и станет одним из первых серьезных пятисторонних форматов, которые будут действовать.
.
Что касается проекта Организации Каспийского экономического сотрудничества, которое поддержала Россия и которую поддерживает Иран, я думаю, что этот вопрос тоже будет обсуждаться, но ждать каких-то радикальных решений от этого именно саммита не приходится. Возможно, стороны договорятся о создании рабочих групп, которые будут эту идею обсуждать.

Кроме всего прочего, будет, конечно, обсуждаться проблема статуса Каспия, она очень непростая и решения не видно, потому что на севере Каспия Казахстан, Россия и Азербайджан урегулировали между собой отношения в трехстороннем формате,  а на Южном Каспии (Иран, Туркменистан, Азербайджан) проблема остается. Южный Каспий потенциально становиться проблемным районом в плане безопасности, поэтому  соглашение о безопасности достаточно актуально, чтобы гарантировать невозможность решения каких-то вопросов силовым вариантов или исключить привлечение каких-то внешних сил.

Известно, что американцы в свое время выходили на Азербайджан с предложением создать там «Каспийскую стражу» - есть военно-морскую группировку на Каспии. Поэтому, я думаю, было бы неплохо прийти к такому консенсусу, что пятисторонний формат должен быть единственным для решения всех проблем Каспия. Привлечение туда внерегиональных сил ни к чему хорошему не приведет.

Правовой статус Каспийского моря вообще никак не урегулирован, потому что в свое время он регулировался договором между СССР и Ираном от 1929-1941 годов. Есть некие соглашения в области экологии, углеродных запасов и прочая, прочая, но они действую плохо. Больше ни в одной другой сфере, ни в экономической, ни политической, ни в сфере безопасности, ни в правовой, эти пять стран между собой никак не интегрированы.

Главная проблема связана с тем, что в  Южном Каспии не урегулирован территориальный спор и есть спорные месторождения нефти и газа, это самые большие разногласия. Есть там проблемы и в плане разграничения экономической зоны. На Севере Каспия, как я говорил, двусторонними соглашениями эти проблемы между, скажем Россией и Казахстаном, решены, поэтому у наших кораблей каких-то особых проблем нет.

Каспийский регион достаточно богат нефтью и газом, это богатство скорее является испытанием, вызовом, нежели шансом на особое процветание. С таким богатством надо еще уметь управиться, поэтому, я думаю, что перед Каспийским регионом будут очень серьезные проблемы стоять в XXI веке, и не интегрируясь, не решая этот вопрос в пятистороннем формате, вряд ли каждому в одиночку удастся разобраться. Поэтому Россия поддерживает этот проект, продвигает Организацию Каспийского экономического сотрудничества.
 

Угрозы Каспию разнообразны, самое главное, что Каспий проходит, если хотите, испытания «медными трубами». Он перестал быть, во всех смыслах, советско-иранским буфером, теперь на его берега выходит целых пять государств у которых, что вполне естественно, могут быть расходящиеся экономические и политические интересы. При этом Каспий в силу своего географического характера не приспособлен для конфронтации.

Сегодня отсутствие твердых договоренностей может привести к конфликтам как по экономическим, так по политическим причинам из-за спорности каких-то месторождений, экономических зон. В этом отношении договариваться впятером гораздо сложнее, чем вдвоем, как было прежде, и надо заметить, что, кроме всего прочего, есть внерегиональные силы, которые заинтересованы, как мне кажется, в том, чтобы в части Каспия  или в отношении некоторых прикаспийских государств росла напряженность.

Самый хрестоматийный пример это Иран, в отношении которого, как известно, начато применение санкций. Иран очень резко отреагировал на определенное изменение позиции Российской Федерации в отношении санкций. Сегодня президент Ирана находится в Азербайджане, хотя до этого, днем ранее, он заявил о предательстве со стороны России. Это плохой пролог для достижения серьезных договоренностей по безопасности на Каспии. Требуется сейчас поистине головоломная работа российской дипломатии, чтобы сохранить тот уровень доверия и связей, которые существовали между Россией и Ираном, и, в свою очередь, соблюсти свои собственные интересы на Каспии.

В 90-е годы мы приняли принципиально ошибочное решение, сняв свои возражения против раздела Каспия. И, таким образом, мы получили всплеск экономической активности на Каспии, заинтересованности транснациональных корпорацийдля освоения Каспия. Регион превратился в место добычи и дележа в существенно больших масштабах, чем до тех пор. И таким образом «каспийское нефтяное искушение», которое и нас тоже посетило в связи с тем, что и в нашей зоне Каспия существуют нефтяные месторождения,  угрожает сегодня Каспию и с точки зрения экологии. А это общественная угроза, особенно если мы будем иметь в виду уникальность многих пород рыб, которые нерестятся на Каспии.
 
Есть угроза, которая какое-то время назад произносилась прямо: милитаризация  Каспия. По сути, эта милитаризация идет полным ходом, и я хочу отметить, что время от времени высказываются идеи создания на Каспии военных баз, военно-морских баз, в том числе военно-морских баз государств, которые в регионе не присутствуют.

Этот фантом периодически будоражит некоторые политические элиты, которые хотели бы играть на расхождениях и противоречиях между сверхдержавами, в том числе и на Каспии и извлекать из этого свой гешефт. Нам, мне кажется, нужно всячески препятствовать тому, чтобы подобные тенденции развивались.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".