Статья
1050 7 апреля 2010 0:00

Кавказ против террора

Важнейшая информационная кампания недели в сфере региональной политики была связана с антитеррористическим курсом федерального Центра.

Теракты в московском метро и дагестанском городе Кизляр обострили проблему поиска более эффективных мер противостояния экстремизму. Президент заявил о необходимости усиления работы правоохранительных органов в сфере борьбы с терроризмом, а премьер-министр пообещал, что правительство возьмет на себя расходы по обеспечению безопасности на муниципальном транспорте. Представителями «силовых» структур были высказаны предложения об ужесточении проверок граждан на границах регионов Северо-Кавказского федерального округа, а также пассажиров следующих по «кавказским» маршрутам рейсовых автобусов, возобновилось обсуждение озвученной ранее главой Следственного комитета при прокуратуре Александром Бастрыкиным идеи о создании общероссийской базы отпечатков пальцы и образцов ДНК для ускорения процесса идентификации преступников. В организации взрывов общественное мнение обвиняет, прежде всего, «выходцев с Северного Кавказа», что отвечает интересам «чеченских террористов», взявших на себя ответственность за произошедшее.

В этом контексте стоит обратить внимание на то, что немаловажную роль в процессе борьбы с экстремизмом играют СМИ и лидеры мнений. Фактор экстремистской активности используется и «несистемными» политическими силами, привлекающими внимание СМИ к деятельности движений националистического толка в других регионах, где также значительную часть населения составляют мусульмане (например, республики Поволжья). «Раскручивание» в информационном пространстве идей роста экстремизма и необходимости запрета деятельности «ваххабитов» создает угрозы дестабилизации политической системы за счет углубления раскола между жителями «России» и «Кавказа» (который зачастую воспринимается как чуждая в историческом и культурном смысле территория). Между тем приоритеты федерального курса предусматривают интеграцию политического, экономического и, в значительной степени, культурного пространства.

На совещании с главами регионов Северо-Кавказского федерального округа и главами территориальных подразделений ФСБ и МВД Дмитрий Медведев озвучил пять антитеррористических задач. В их числе – укрепление правоохранительной системы и ведение предельно жесткой борьбы с террористами, а также задачи в социально-экономической и духовной сфере. К таковым относятся содействие в процессе возвращения к мирной жизни людей, которые в недавнем прошлом участвовали в деятельности экстремистов, развитие экономики и социальной сферы и укрепление нравственности и духовных устоев традиционной для региона исламской веры. Два последних направления на данном этапе наиболее востребованы: сохранение социальной базы экстремизма, наряду с высоким уровнем коррупции в системе неформальных внутриэлитных отношений, выступает важнейшим негативным фактором развития северокавказского региона.

Спецификой южных республик является высокая доля молодежи в составе населения, что при недостаточном предложении рабочих мест увеличивает потенциал социальной напряженности. Более того, особенности демографической структуры в сочетании с проблемами сферы занятости и низким уровнем жизни создают потенциал для распространения радикальных идей исламистского толка (защита «чистого» ислама от искажений и вооруженная борьба с «неверными») и пополнения новыми членами организаций «ваххабитского подполья». Между тем для Северного Кавказа исторически характерен умеренный ислам суннитского толка, поддержание авторитета которого на данном этапе рассматривается федеральным Центром как важная мера стабилизации ситуации и превентивной антитеррористической борьбы.

За время существования постсоветской России идеологическая составляющая террористической активности на Северном Кавказе претерпела своеобразную «эволюцию». Если в начале 1990-х годов основным обоснованием деятельности экстремистских организаций был этнический национализм, предполагающий возможность территориального самоопределения (создание Кавказского Эмирата, включающего все республики региона), то в 2000-е годы все больший масштаб приобретала деятельность «ваххабитов» – сторонников так называемого «обновленческого» ислама и вооруженной борьбы с «неверными». «Официальные» исламские институты в лице Духовных управлений мусульман, фактически контролируемых светской властью и лояльных администрациям северокавказских республик, оказались неспособными противостоять этим тенденциям из-за снижения их авторитета, особенно среди молодежи. Неблагоприятные социально-экономические условия создали предпосылки для распространения экстремистских течений и пособничества действиям боевиков, наиболее влиятельные группировки которых, по всей видимости, и в настоящее время получают материальную поддержку из-за рубежа.

На данном этапе федеральный Центр сосредоточивает усилия на разработке мер для сокращения социальной базы экстремизма в регионах Северного Кавказа. Напомним, по поручению Дмитрия Медведева вице-премьер и полномочный представитель президента в СКФО Александр Хлопонин к 1 июня должен представитель на рассмотрение правительства стратегию социально-экономического развития регионов Северного Кавказа. Основными направлениями для привлечения инвестиций (стимулирование бизнес-активности рассматривается в качестве основного механизма реализации проекта) и создания новых рабочих мест выступают сферы энергетики и строительства, развития туризма и рекреационных комплексов, сельского хозяйства и малого бизнеса, где предполагается создать значительное число новых рабочих мест. Вместе с тем, нужно учитывать, что основным условием привлечения инвесторов в регион на данном этапе выступают не налоговые льготы, а преодоление негативного имиджа южных республик, связанного с угрозами безопасности. Решение этой проблемы займет долгое время.

 

Александр Шатлов: К новому Кавказу

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".