Статья
871
30 октября 2009 0:01
Казнить нельзя
Мораторий на смертную казнь может быть отменен. Только пока неясным остается вопрос о том, в чью пользу будет решен этот многолетний вопрос: то ли в пользу сторонников полной отмены казни, то ли в пользу их оппонентов, ратующих за введение исключительной меры.
Все началось с пленума Верховного суда РФ, обратившегося к коллегам из Конституционного суда с ходатайством об определении дальнейшей судьбы этой меры. «Верховники» направили ходатайство с просьбой об отмене моратория на смертную казнь, запрещавшего приговаривать человека к этой мере без решения присяжных заседателей.
Стало известно, что соответствующий вопрос Конституционный суд РФ рассмотрит на своем пленуме уже 3 ноября, «в силу неотложности и чрезвычайной значимости поставленного вопроса». Тормозом к отмене моратория является отсутствие суда присяжных в Чечне, но и там с 1 января 2010 года вводится соответствующий институт.
2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление №3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.
Именно это постановление определило временный характер запрета на смертную казнь, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и ст. 59, а порядок ее исполнения предусмотрен в гл. 23 раздела VII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Тем не менее, ходатайство Верховного суда вновь актуализирует острый для правовой системы страны вопрос: казнить или заключить пожизненно. В пользу отмены запрета на смертную казнь выступают те, кто считает наказание неотвратимым и единственным способом государственного возмездия за убийство, геноцид и т.д.
Вместе с тем противники применения исключительной меры руководствуются, в основном, гуманными соображениями, а также акцентируют внимание властей на имиджевой составляющей, т.е. членстве РФ в Совете Европы.
Комментарии экспертов
Вопрос о моратории на смертную казнь имеет очень широкое общественное звучание. Общие социологические опросы действительно показывают, что большинство выступает за наличие смертной казни, пусть и по ограниченному числу составов преступления.
Речь идет о том, что проблемы терроризма, преступления в отношении несовершеннолетних и жестокие массовые убийства - все эти случаи, которых немало, неизбежно вызывают тему к жизни, и она вновь и вновь обсуждается. По этому достаточно ограниченному кругу составов преступлений общественное мнение (большинство) выступает за то, чтобы смертные приговоры могли применяться к такого рода преступникам.
Вообще полемика по поводу смертную казни – это вопрос, который имеет отношение не просто к текущей ситуации, а к тому, как общество осмысливает себя и какую цивилизационную философию оно для себя принимает. Разные страны имеют к этому абсолютно разный подход. В Америке вопрос об отмене смертной казни никогда всерьёз не ставился. И наоборот, одна из объединительных философских, ценностных идей европейского сообщества (собственно, с чем связана история с 6-ым протоколом, со всем остальным нашим присоединением к европейским институтам) – это как раз гуманизм и отказ от смертной казни в мирное время.
Вообще полемика по поводу смертную казни – это вопрос, который имеет отношение не просто к текущей ситуации, а к тому, как общество осмысливает себя и какую цивилизационную философию оно для себя принимает. Разные страны имеют к этому абсолютно разный подход. В Америке вопрос об отмене смертной казни никогда всерьёз не ставился. И наоборот, одна из объединительных философских, ценностных идей европейского сообщества (собственно, с чем связана история с 6-ым протоколом, со всем остальным нашим присоединением к европейским институтам) – это как раз гуманизм и отказ от смертной казни в мирное время.
По большому счёту, это вопрос и политической культуры, и традиций. Но не только их. Не только взглядов в прошлое и того состояния, в котором находится общество, но и представлений о том, какую философию своего дальнейшего развития оно принимает.