Статья
1414 3 ноября 2017 12:42

Хаотичная повестка

В последние две недели информационная повестка не может уместить в себе все новости, события, высказывания и экспертные комментарии, доносящиеся с абсолютно разных флангов. Новостей становится так много, что срок годности каждой темы уже исчисляется не неделями, а днями, иногда даже часами. Зачем переводить повестку в режим белки в колесе и кому это выгодно?

Разделяй и властвуй

Собчак заявила о своем выдвижении, и об этом говорили две недели. Гордон заявила о своем участии в выборах и об этом говорили два дня, на заявления других «кандидатов» некоторые уже просто перестали обращать внимание. Выход фильма «Матильда» некоторое время еще поддерживал ажиотаж вокруг темы религии и Николая II, но уже через несколько дней ажиотаж стал спадать. Место фильма стали занимать другие тепловые ракеты: захоронение Ленина, запрет анонимайзеров, который нельзя реализовать, сбор биоматериалов россиян и множество других тем. У этих процессов есть два главных последствия.

Первое — невозможно достучаться до аудитории. Например, Навальному, чтобы вернуть внимание к своей кампании пришлось пойти на абсурдный шаг — подать в суд на Путина. И даже такой жест не имел должного эффекта. Поэтому затем он принял участие в стриме компьютерной игры PUBG, который оказался самым успешным за всю историю площадки Twitch, но и об этом написало не так много СМИ.

Пробиваться сквозь дебри информационного шума становится все труднее, поэтому в таких условиях проигрывают акторы, у которых есть проблемы с узнаваемостью или они загнаны в рамки одного канала связи (в случае с Навальным — это YouTube). В последнее время тот же Навальный не может задать информационные тренды. Нет громких расследований, кампания в регионах буксует. На этом фоне конкуренты поднимают все новые и новые темы, которые и забивают информационную повестку.

Второе — новостное поле становится мозаичным, раздробленным. Вброс про Ленина занял тех, кому это до сих пор небезразлично. Сторонники теории карнавализации выборов смакуют заявления Берковой, Панина и Чеховой о желании принять участие в выборах. В другом сегменте сети Поклонская с религиозными активистами продолжают быть недовольны выходом «Матильды», рядом Всеволод Чаплин проклинает Россию. Такая сегментация новостного поля позволяет с ним работать точечно, таргетированно. Конечно, периодически взрываются бомбы вроде темы с биологическим материалом россиян, которые заполняют собой практически все пространство, но при желании можно работать и вбрасывать темы в каждые отдельные сегменты. То есть управляемость новостного потока повышается, можно точечными ударами корректировать вектор дискуссии в тех или иных сегментах.

Кому это выгодно?

Конечно, власть заинтересована в том, чтобы повестка поддерживалась в состоянии повышенных оборотов. Выгодно это и тем, кто хорошо умеет провоцировать публику. Навальный пока не может адаптироваться к такой скорости сменяемости событий, у Собчак получается чуть лучше, но здесь еще дает о себе знать волна хайпа, на которой она успела вкинуть в повестку несколько провокационных тем, зацепивших других политиков. «Старая гвардия» совсем не вписывается в новые форматы, именно поэтому мы практически не видим старых кандидатов.

А с началом президентской кампании новостная повестка будет только уплотняться. Пробивать ее можно будет только за счет нетривиальных решений и поиска новых поворотов в уже существующих трендах, чтобы не лить воду на мельницу конкурента. Как только кто-то включается в уже заданную повестку — он генерирует трафик для первоисточника, автора этого тренда, пусть даже если он выступает с критических позиций.

Михаил Карягин, политолог

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".