Статья
525 6 июля 2011 20:41

Хазин: российская культура переживает не лучшее время

Министр культуры РФ Александр Авдеев выступил в Госдуме в рамках «правительственного часа». Он заявил депутатам, что сохранение финансирования культуры на нынешнем уровне обеспечит «латание дыр», но культура будет в числе отстающих. 

«Российская культура, которая за столетия существования нашего государства и нашего народа выдала блестящие и известные всему миру образцы художественных произведений, архитектуры, литературных и много другого, конечно же, переживает сейчас далеко не лучшее время», - заявил профессор Высшей школы экономики Андрей Хазин в интервью «Актуальным комментариям».

Он напомнил, что «в памяти некоторых очень пожилых людей, Россия была абсолютным лидером в мире и в архитектуре, и в изобразительном искусстве, и в кинематографе, и во многих других направлениях культурной деятельности». Тогда, по мнению Хазина, это было «результатом огромной созидательной энергии, обусловленной переменами в стране». «Я имею в виду 20-30 годы», - пояснил он. 

Однако «после 91 года, когда ситуация была в какой-то степени схожа, аналогичного творческого всплеска не произошло», отметил он. По мнению Хазина, на то было несколько причин. «Одна из основных, - что к тому времени во всем мире культура в значительной степени сумела создать систему не только финансирования, но востребованности в целом», - полагает он.

«Ведь огромное количество музеев, культурных центров, театров, не являются обязательно государственными в мире. Они могут быть профсоюзными, иногда частными, иногда принадлежат фондам, но финансируются не государством», - пояснил он. «Другое дело, что государство создает такую систему налоговую, что меценатам становится выгодно тратить деньги на подобные проекты», - отметил эксперт.

Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «у нас никогда не было профессионального менеджмента культурных учреждений». «Наши высшие учебные заведения в целом готовили прекрасных творцов. По некоторым позициям исполнительского искусства, балета, музыки - мы были впереди всей планеты. Но при этом менеджеров у нас практически нет. Их никто не готовит», - рассказал он.

«У нас очень мало удачных опытных директоров театров, музеев и других культурных объектов. Так что тут вопрос даже не в собственно финансировании того или иного учреждения, а именно в том, каким образом вся эта система в целом функционирует.

Эксперт с сожалением отметил, что «нынешняя система управления культуры представляет собой непрерывно изменяющуюся советскую систему, которая была построена еще в период 40-50 годов». «А мир ушел на 100 лет вперед», - добавил он.

По его слова, «мы сейчас пытаемся воссоздать систему, которая казалась нам хорошей с точки зрения идеологии 1950 годов, но дело в том, что надо строить систему идеологии 2050 года». «И в этом смысле, к сожалению, пока серьезных продвижений не видно», - считает Хазин.

«Есть несколько отдельных хороших результатов. Например, мы видим серьезные центры современного искусства, у нас есть "Гараж", у нас есть "Винзавод", которые не получают государственных денег. Более того, у нас есть удачный пример создания нового музейного пространства, это новое здание морского музея в Санкт-Петербурге, который построил, кстати, город, а не военно-морской флот, которому принадлежит музей», - отметил эксперт.

По его словам, имеются и другие примеры, но они, как правило, - единичные. «В целом система финансирования и управления построена в соответствии с идеологией 70-летней давности, и это является причиной того что сейчас происходит», - считает эксперт.

«Всех не устраивает нынешняя ситуация работников культуры, людей которые хотели бы быть вовлечены в культурную жизнь, собственно творцов. Но никто в этом направлении ничего не делает», - подчеркнул Хазин.

«У нас, например, практически нет системы, при которой художники могли выставляться с условием дальнейшей капитализации их творчества. Нужны галереи, которые могли бы создавать новые имена художников, раскручивать этот бренд, чтобы его потом продавать и у создателя были нормальные деньги», - полагает эксперт.

Кроме того, по его словам, у нас практически нет частных музеев. «Есть люди, которые бы хотели этим заняться, создать частные музеи, но они не могут сделать этого в силу косности системы в целом. Поэтому, я думаю, сейчас вопрос не в том, как финансировать, а в том, какая идеология закладывается в систему построения и управления культурой, - считает он.

Как писали «Актуальные комментарии», министр культуры РФ Александр Авдеев, выступая в Госдуме в рамках «правительственного часа», заявил депутатам, что сохранение финансирования культуры на нынешнем уровне обеспечит «латание дыр», но культура будет в числе отстающих

«В цивилизованных странах финансирование культуры занимает 2% в бюджете. У нас доля культуры - 0,73%», - подчеркнул министр.

По его словам, такое финансирование характерно лишь для развивающихся стран. «Надо точно обозначить вектор движения - не менее 2% (средств бюджета - ред.)», - сказал он.

В современных условиях Авдеев считает важным сохранить хотя бы тот уровень финансирования, который был зафиксирован в прошлом году - 94 млрд рублей. «Это нам позволит латать дыры, топтаться на месте и очень медленно развиваться, отставая в скорости развития от других процессов, которые идут в стране», - отметил он.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".