Статья
25 Мая 2011 13:26

Хазин: сегодня выпускники образованы хуже, чем раньше

В школах России сегодня проходит Последний звонок. Молодые люди прощаются с родными стенами школ и готовятся поступать в высшие учебные заведения страны. Между тем, ситуация в российском высшем образовании – далеко не блестящая.

«Наука очень часто становилась предметом не собственно научной деятельности. Увы, ситуация вокруг науки была следствием каких-то идеологических или экономических проблем», - рассказал член Совета Федерации РФ Андрей Хазин в интервью «Актуальным комментариям».

Он отметил, что и многие другие негативные процессы сказывались на развитии отечественной науки. Он также подчеркнул, что «политический процесс далеко не только последних десятилетий привел к эмиграции многих ученых». В качестве примеров эксперт вспомнил Зворыкина, «который был изобретателем телевидения, и Сикорского, крупнейшего вертолетостроителя мира». «Да и другие наши гениальные ученые, такие как, например, Николай Вавилов погибли в советских застенках», - напомнил Хазин.

«Тем не менее, наша наука была, действительно, во многих областях на абсолютно передовых рубежах в мире. И, скажем, отечественная математика была наиболее развитой во всем мире, недаром сейчас подавляющее большинство цитируемых математиков в мире - это наши бывшие соотечественники», - рассказал Хазин. Он добавил, что «большое количество важных премий, в том числе и по физике, присуждаемых в последнее время нашим соотечественникам, родившимся еще в СССР, говорят о том, что качество образования было исключительно высоким».

По мнению эксперта, было важно то, что «в науку при отсутствии практически альтернативы, например, такой, как бизнес, шли наиболее одаренные или более активные советские граждане». А потому «поднимали нашу науку» самые талантливые люди.

Еще одним важным преимуществом в СССР было среднее образование, полагает эксперт. «Надо понимать что уровень среднего образования в СССР, был, конечно, намного выше, чем в других странах мира. И, к сожалению, это преимущество мы абсолютно потеряли», - добавил он.

«Я как,один из преподавателей Высшей школы экономики, могу сказать, что, к сожалению, ребята, которые приходят сейчас в вузы, в том числе лучшие вузы (по сравнению, в среднем, с тем, что было в то время, когда мы поступали - 25 лет назад), конечно, образованы намного хуже. Более того, престижа знаний, как это было в советские времена, увы, сейчас нет», - рассказал эксперт.

Однако он отметил, что по-прежнему «у нас есть новые серьезные научные школы». По мнению эксперта, сегодня важно заняться тем, «что в советское время называлось связь науки с производством, а сейчас называется бизнесом внедрением разработок». По его словам, эта проблема сегодня присутствует.

По мнению Хазина, нужно «законодательно поощрять и подобного рода инновации, конечно, нужно вкладывать государственные деньги в создание при университетах таких предприятий, на которых студенты могли бы создавать серьезные инновационные технологии для наших предприятий». Он также добавил: «Я думаю, настает то время, когда это будет в рамках естественного процесса».

Хазин отметил, что «есть и серьезные недочеты в том, что происходит в образовании». «Всем очевидно, что много было просчетов в организации ЕГЭ. Но самое главное, что восстанавливается тот принцип, который был в советское время, когда человек, вне зависимости, где он учится и из какой он социальной среды, может поступить в лучший университет», - считает эксперт.

Однако, по мнению эксперта, проблема в том, что «часто складывается ситуация, что реально талантливые ребята из других регионов просто не имеют возможности поступить в хорошие вузы, потому что поступают ребята из тех регионов, где подозрительно высокие результаты».

Он также подчеркнул, что раз Россия идет по этому пути, то следует «каким-то образом придумать нормальные механизмы». «Естественно, министерство пока этого не сделало, но не надо опускать руки, надо просто с этим работать», - убежден Хазин.

По мнению эксперта, очень важно не допустить уменьшения изучения естественных наук в школе, в первую очередь, математики. «Повторяю, это было главным нашим преимуществом в нашей системе образования. Как говорил Ломоносов, математика тем важна, что мозг развивает. Отмена изучения математического анализа в школе, на мой взгляд, является очень серьезной ошибкой. Думаю, что часы математики в школе нужно, во всяком случае, не снижать», - счиатет он.

Другой важной задачей эксперт считает увеличение часов уроков физкультуры - до одного урока в день.

«Есть проблема в управлении отрасли, но основные проблемы это, конечно, наследие 90-х годов, которое естественным путем будет устраняться даже без особого вмешательства со стороны регулирующих органов. Хотя, надеюсь, что эти регулирующие органы будут помогать этому процессу, а не мешать ему», - пояснил Хазин.

Как писали «Актуальные комментарии», ранее на проблемы высшей школы обратил пристальное внимание президент РФ Дмитрий Медведев. На встрече с учеными он пообещал, что в ближайшие годы качество вузовского образования в РФ должно кардинально улучшиться.

«Я надеюсь, что в ближайшие несколько лет мы порядок наведем», - заявил он.

Присутствовавший на встрече глава Минобрнауки Андрей Фурсенко уточнил, что ежегодно российские высшие учебные заведения оканчивают около 2 миллионов человек.

«Два миллиона человек оканчивают университеты, а, между тем, трудно найти даже 20 человек соответствующего уровня (подготовки)», - отметил глава государства.

«Это реальная проблема, и здесь нужно, конечно, существенным образом, кардинально поменять ситуацию», - подчеркнул президент.
 

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".