Статья
25 Августа 2011 11:40

Хазин: вузы можно оценивать по зарплатам выпускников

Система, которая не позволяет большинству преподавателей держаться на должном уровне в своих дисциплинах, должна быть откорректирована, считает профессор Высшей школы экономики Андрей Хазин.

«Профессия преподавателя  в значительной степени требует не только работы на собственном рабочем месте, но и постоянного общего образования, в том числе, самообразования, курсов повышения квалификации», - сказал Хазин «Актуальным комментариям».

Он напомнил, что преподаватели ведущих западных ВУЗов имеют раз в несколько лет свободный год для повышения  квалификации.

«В этом смысле наши преподаватели еще с советского времени находятся в очень ущемленном состоянии, потому что те нагрузки учебные, которые они несут, а также те средства, которые они получают в качестве зарплаты, не позволяют им поддерживать собственное образование на достойном уровне. У них просто нет на это времени, и средств тоже», - отметил эксперт.

Хазин считает, что должна быть введена практика маркетинга образования

«У нас, например, замечательные классические школы живописи. Но при этом они практически не выпускают востребованных художников. У нас замечательные консерватории, но они выпускают людей, которые не востребованы», - пояснил он.

Эксперт полагает, что  создание попечительских советов, состоящих из людей, которые знают рынок, которые сами являются работодателями, могут изменить ситуацию.

«Такие попечительские советы могут, в том числе, сообщать ВУЗам, какие специализации будут более востребованы в течение ближайших нескольких лет. И в этом смысле, конечно, бизнесмены могут разумно определять необходимое количество тех или иных специальностей», - отметил Хазин.

Он также напомнил, что важнейшая проблема отечественного образования (она  была серьезной и в советское время и сейчас) остается адаптация выпускников в рабочем коллективе, которые не могут вписываться в технологический процесс.

Поэтому связь с производством, в том числе и производством интеллектуальных продуктов, связанных с программированием, по словам эксперта,  должна быть намного более серьезной.

«В этом смысле развитие университетской науки и предпринимательства в ВУЗах, о котором столько  говорили и ради которого Совет Федерации в летние каникулы специально собрался, чтобы принять этот закон в измененном виде, все-таки находится в довольно неудовлетворительном состоянии», - отметил Хазин.

Он также отметил, что российское образование сталкивается, в том числе , с проблемой некомпетентности преподавательских кадров.

«Сейчас мы зачастую становимся свидетелями того, как преподаватели тех или иных корпоративных, если можно так выразиться термином 20-летней давности, ВУЗов, сами абсолютно некомпетентны в тех областях, которые они преподают»,  - отметил он.

Хазин считает, что решить проблему поможет рейтиингование вузов. Он также считает, что количество ВУЗов в целом должно быть сокращено.

При этом эксперт отмечает, что это должен быть не административный процесс, а рыночный.

«Абитуриенты не будут поступать в те ВУЗы, которые дают плохое неконкурентоспособное образование», - считает Хазин.

По его словам, есть две основных оценки ВУЗа: цитируемость преподавателей и уровень заработных плат выпускников ВУЗов по прошествии двух или пяти лет после их окончания.

«Это критерии абсолютно объективные, которые всерьез показывают степень образования. Понятно, что если выпускники ВУЗа через 5 лет после его окончания получают в среднем 30 тысяч рублей в месяц, то люди туда пойдут учиться. А если выпускники работают продавцами  в овощных лавках по прошествии пяти лет, то молодежь не пойдет», - считает Хазин.

Как сообщали «Актуальные комментарии», премьер-министр РФ Владимир Путин провел встречу с активом Российского Союза ректоров, на которой напомнил, что сейчас страна сталкивается с проблемой «утечки мозгов».

«Это, конечно, говорит о том, что у нас еще не создаются условия для наилучшего применения этих людей, но это говорит (и) о том, что высшая школа выдает качественный продукт, востребованный и крупными компаниями - нашими и мировыми, и научными центрами», - сказал Путин.

Премьер-министр  отметил, что считает безусловно необходимым повышение заработной платы преподавателей высшей школы.

«Считаю, что в течение ближайшего года мы должны добиться, чтобы зарплата профессорско-преподавательского состава вузов сравнялась, а затем превышала средний размер оплаты труда по экономике в каждом регионе», - сказал Путин на встрече с активом российского союза ректоров в среду.

Также, для улучшения взаимодействия вузов с работодателями в состав попечительских советов высших учебных заведений будут включены представители бизнеса и региональных властей, заявил премьер.

По словам премьера, правительство также намерено распространить льготы не только на бюджетные, но и на автономные инновационные предприятия, созданные образовательными центрами.



 

14 Февраля 2017 Новости  При Путине – лучше всех Россияне считают, что при Владимире Путине жизнь лучше, чем при всех других правителях, руководивших страной за последние 100 лет. Подобного мнения придерживается почти треть респондентов. Таковы результаты опроса, приуроченного к 100-летию революции. 28 Января 2017 Анонс  Путин поговорит с Трампом 28 января состоится беседа президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Очевидно, что речь будет идти об организации первой личной встречи Путина и Трампа. Эксперты считают, что она может состояться в мае-июне. Среди возможных тем встречи – т.н. «Большая сделка» между Россией и США. 20 Января 2017 Новости  Песков надеется на участие Путина в выборах Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что как гражданин России, он надеется, что Владимир Путин примет решение идти на новый президентский срок и будет участвовать в выборах 2018 года. Об этом он сказал в интервью Русской службе Би-би-си.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".