Статья
26 Ноября 2014 8:03

Хельсинкские соглашения могут пересмотреть

ОБСЕ намерена провести аналог хельсинкской конференции 1975 года и заключить новые соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, пишет газета «Известия».

Как пишет издание со ссылкой на российских дипломатов, соответствующая идея может быть оглашена в начале декабря на совещании глав МИД стран — членов ОБСЕ в Базеле. Проект документа уже существует.

«4-5 декабря пройдет Совет министров иностранных дел в Базеле, там эта идея (подписание нового соглашения о безопасности и сотрудничестве в Европе) может приобрести конкретные очертания. Она сейчас проговаривается в рамках ОБСЕ», — рассказал газете постоянный представитель РФ в Европейском союзе Владимир Чижов.

Он отметил, что проект концепции такого соглашения — «Хельсинки плюс 40» — уже существует, намекнув, что он может быть принят под председательством в ОБСЕ дружественной России страны.

Проект декларации «Хельсинки плюс 40» был подписан в декабре 2013 года в Киеве министрами иностранных дел стран-членов ОБСЕ, в том числе и России. Его цель — повысить эффективность международной площадки и доверие к ней со стороны всех стран-участниц.

Напомним, заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) был принят в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады. Он закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил 10 принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ и другие. Акт также ознаменовал конец холодной войны.

Комментарии экспертов
С одной стороны, существуют те договорённости, которые были достигнуты в Ялте и Потсдаме, затем развиты в ходе диалога в послевоенный период, а потом превратились в Хельсинкский договор 1975 года. Тогда на достижение этого соглашения был серьёзный запрос, который предъявляли и СССР, и представители западно-европейских стран, прежде всего, Германия, которая нуждалась в легитимации своих границ. Один из главных принципов договора — нерушимость границ.

Ясно, что после 1975 года в Европе произошло множество изменений границ. К тому же два политических блока ушли в прошлое, появились совершенно другие игроки. Главный из них — это объединённая Германия. И, конечно, есть запрос на уточнение правил игры. 

Полагаю, в таком уточнении правил игры заинтересованы западные страны, западно-европейские государства, страны юго-восточной Европы и Россия. Но дальше начинаются нюансы, от которых многое зависит.

Позицию России можно легко предсказать в ходе этого возможного нового «Хельсинкского процесса». Она будет основываться на двух китах. Первый — легитимизм (это отсылки к договорённостям, которые достигнуты в Ялте, Потсдаме и Хельсинки), второй — принципы международного права или всех границ, которые появились после 1975 года на карте Европы.

Полагаю, по поводу принципа легитимизма и отсылок к послевоенным договорённостям будет много претензий у западной Европы, прежде всего, у Германии. И можно предположить, что диалог будет очень непростым.

Здесь ещё один есть существенный момент — сегодняшнее ОБСЕ, несмотря на то, что эта организация оформленная и постоянно действующая, она по своему влиянию и активности несопоставима с ОБСЕ 70-х годов. Сейчас это хоть и влиятельная организация, но отнюдь не преобладающая в определении архитектуры международных отношений с Европой. И поэтому в силу уменьшающегося авторитета трудно будет вовлечь в этот процесс всю европейскую элиту. 


Действительно, сейчас есть суждения о необходимости проведения некоего аналога Хельсинской конференции по безопасности и сотрудничеству, которая, как  считается, остановила холодную войну и способствовала нормализации отношений СССР со странами Европы и США. То есть мы возвращаемся на позиции 1975 года.

Но в данном случае очевидно, что проведение подобного мероприятия может быть только на основе консенсуса между Европейским Союзом и США, и это, наверное, будет квинтэссенцией нынешнего противостояния и в то же время реальной попыткой как-то это противостояние разрулить.

Понятно, что поводом послужили события на Украине и роль России в истории с ДНР и ЛНР.  Все это привело к серьёзному ухудшению отношений между странами Евросоюза, США и Россией, и практически не просто создана угроза новой холодной войны, а фактически ознаменовано начало лайт-версии новой холодной войны. Тема новых соглашений вполне устраивает Россию. Мы помним, что говорил Владимир Путин о тех изменениях, которые произошли в нынешнем мировом порядке. Старый миропорядок приказал долго жить, а новый ещё только формируется, и, собственно говоря, трудности переходного периода определяют те проблемы, которые есть на этом пути. И речь идет не только об украинском кризисе, но и о переговорах с Ираном, о проблеме освоения ядерного оружия. Если вспомнить ИГИЛ — это проблема терроризма.

Россия считает, что существует проблема дискриминации нашей страны как мирового игрока, и отказ от учёта наших интересов. По мнению российской стороны, Евросоюз уже начинает задумываться над переходом к модели отношений на основе новой концепции европейской безопасности. Проблема в том, что пока иностранные источники об этом много не пишут. То есть в данном случае больше источников российского происхождения

Интересно было бы посмотреть, как этот процесс и это соглашение оцениваются всеми заинтересованными сторонами, но в любом случае очевидно, что должен произойти поворот в политике безопасности, который бы позволил России, сохранив лицо, выйти из темы украинского кризиса в формате, устраивающем и нас, и Европу.

Конечно, я сомневаюсь в возможности введения в ближайшее время новой Хельсинской конференции просто по той причине, что это был бы на сегодняшний день решительный шаг для западных партнёров России. Это явно не входит в интересы США. Но дело в том, что и такие крупные игроки, как Германия, вряд ли сейчас к этому готовы. Сама тема оказывается живой, и многое будет зависеть от того, как дальше будет развиваться ситуация, учитывая то, что отношения с Европой будут находиться в тупике долгое время. Если на самом деле лайт-версия холодной войны перейдёт в версию хард, то, в принципе, всё равно придётся искать новую точку отсчёта. 

По большому счёту, перезагрузка отношений предполагает новую точку отсчёта. Что может быть отправной точкой и что может удовлетворить обе стороны? Для России новое Хельсинское соглашение может представляться выходом. А у Европы может просто не оказаться других вариантов решения данной проблемы. Так что будем смотреть, как это всё будет происходить. На самом деле, процесс многофакторный, разных влияний много, и многое будет зависеть, в том числе, от тех событий, которые будут разворачиваться в среднесрочной перспективе на Донбассе. 


23 Марта 2017 Новости  Европа хочет независимости от США Европе следует быть более независимой от Соединенных Штатов, полагает министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль. Он также подчеркнул важность ЕС. Об этом глава внешнеполитического ведомства ФРГ заявил в статье для газеты Rheinische post. 19 Марта 2017 Новости  Украина введет санкции против Европы Служба безопасности Украины по поручению Совета национальной безопасности и обороны подготовит список европейских политиков, в отношении которых будут введены санкции, в связи с посещением конференции в Крыму. 7 Января 2017 Новости  НАТО укрепляется в Европе Европейская группировка НАТО усиливается танками, грузовиками и другой военной техникой: новую технику получат страны Балтии и Польша. Кроме того, в Эстонию, Латвию, Литву и Польшу будут отправлены батальоны общей численностью 16 тысяч человек.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".