Статья
26 Ноября 2014 8:03

Хельсинкские соглашения могут пересмотреть

ОБСЕ намерена провести аналог хельсинкской конференции 1975 года и заключить новые соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, пишет газета «Известия».

Как пишет издание со ссылкой на российских дипломатов, соответствующая идея может быть оглашена в начале декабря на совещании глав МИД стран — членов ОБСЕ в Базеле. Проект документа уже существует.

«4-5 декабря пройдет Совет министров иностранных дел в Базеле, там эта идея (подписание нового соглашения о безопасности и сотрудничестве в Европе) может приобрести конкретные очертания. Она сейчас проговаривается в рамках ОБСЕ», — рассказал газете постоянный представитель РФ в Европейском союзе Владимир Чижов.

Он отметил, что проект концепции такого соглашения — «Хельсинки плюс 40» — уже существует, намекнув, что он может быть принят под председательством в ОБСЕ дружественной России страны.

Проект декларации «Хельсинки плюс 40» был подписан в декабре 2013 года в Киеве министрами иностранных дел стран-членов ОБСЕ, в том числе и России. Его цель — повысить эффективность международной площадки и доверие к ней со стороны всех стран-участниц.

Напомним, заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) был принят в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады. Он закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил 10 принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ и другие. Акт также ознаменовал конец холодной войны.

Комментарии экспертов
С одной стороны, существуют те договорённости, которые были достигнуты в Ялте и Потсдаме, затем развиты в ходе диалога в послевоенный период, а потом превратились в Хельсинкский договор 1975 года. Тогда на достижение этого соглашения был серьёзный запрос, который предъявляли и СССР, и представители западно-европейских стран, прежде всего, Германия, которая нуждалась в легитимации своих границ. Один из главных принципов договора — нерушимость границ.

Ясно, что после 1975 года в Европе произошло множество изменений границ. К тому же два политических блока ушли в прошлое, появились совершенно другие игроки. Главный из них — это объединённая Германия. И, конечно, есть запрос на уточнение правил игры. 

Полагаю, в таком уточнении правил игры заинтересованы западные страны, западно-европейские государства, страны юго-восточной Европы и Россия. Но дальше начинаются нюансы, от которых многое зависит.

Позицию России можно легко предсказать в ходе этого возможного нового «Хельсинкского процесса». Она будет основываться на двух китах. Первый — легитимизм (это отсылки к договорённостям, которые достигнуты в Ялте, Потсдаме и Хельсинки), второй — принципы международного права или всех границ, которые появились после 1975 года на карте Европы.

Полагаю, по поводу принципа легитимизма и отсылок к послевоенным договорённостям будет много претензий у западной Европы, прежде всего, у Германии. И можно предположить, что диалог будет очень непростым.

Здесь ещё один есть существенный момент — сегодняшнее ОБСЕ, несмотря на то, что эта организация оформленная и постоянно действующая, она по своему влиянию и активности несопоставима с ОБСЕ 70-х годов. Сейчас это хоть и влиятельная организация, но отнюдь не преобладающая в определении архитектуры международных отношений с Европой. И поэтому в силу уменьшающегося авторитета трудно будет вовлечь в этот процесс всю европейскую элиту. 


Действительно, сейчас есть суждения о необходимости проведения некоего аналога Хельсинской конференции по безопасности и сотрудничеству, которая, как  считается, остановила холодную войну и способствовала нормализации отношений СССР со странами Европы и США. То есть мы возвращаемся на позиции 1975 года.

Но в данном случае очевидно, что проведение подобного мероприятия может быть только на основе консенсуса между Европейским Союзом и США, и это, наверное, будет квинтэссенцией нынешнего противостояния и в то же время реальной попыткой как-то это противостояние разрулить.

Понятно, что поводом послужили события на Украине и роль России в истории с ДНР и ЛНР.  Все это привело к серьёзному ухудшению отношений между странами Евросоюза, США и Россией, и практически не просто создана угроза новой холодной войны, а фактически ознаменовано начало лайт-версии новой холодной войны. Тема новых соглашений вполне устраивает Россию. Мы помним, что говорил Владимир Путин о тех изменениях, которые произошли в нынешнем мировом порядке. Старый миропорядок приказал долго жить, а новый ещё только формируется, и, собственно говоря, трудности переходного периода определяют те проблемы, которые есть на этом пути. И речь идет не только об украинском кризисе, но и о переговорах с Ираном, о проблеме освоения ядерного оружия. Если вспомнить ИГИЛ — это проблема терроризма.

Россия считает, что существует проблема дискриминации нашей страны как мирового игрока, и отказ от учёта наших интересов. По мнению российской стороны, Евросоюз уже начинает задумываться над переходом к модели отношений на основе новой концепции европейской безопасности. Проблема в том, что пока иностранные источники об этом много не пишут. То есть в данном случае больше источников российского происхождения

Интересно было бы посмотреть, как этот процесс и это соглашение оцениваются всеми заинтересованными сторонами, но в любом случае очевидно, что должен произойти поворот в политике безопасности, который бы позволил России, сохранив лицо, выйти из темы украинского кризиса в формате, устраивающем и нас, и Европу.

Конечно, я сомневаюсь в возможности введения в ближайшее время новой Хельсинской конференции просто по той причине, что это был бы на сегодняшний день решительный шаг для западных партнёров России. Это явно не входит в интересы США. Но дело в том, что и такие крупные игроки, как Германия, вряд ли сейчас к этому готовы. Сама тема оказывается живой, и многое будет зависеть от того, как дальше будет развиваться ситуация, учитывая то, что отношения с Европой будут находиться в тупике долгое время. Если на самом деле лайт-версия холодной войны перейдёт в версию хард, то, в принципе, всё равно придётся искать новую точку отсчёта. 

По большому счёту, перезагрузка отношений предполагает новую точку отсчёта. Что может быть отправной точкой и что может удовлетворить обе стороны? Для России новое Хельсинское соглашение может представляться выходом. А у Европы может просто не оказаться других вариантов решения данной проблемы. Так что будем смотреть, как это всё будет происходить. На самом деле, процесс многофакторный, разных влияний много, и многое будет зависеть, в том числе, от тех событий, которые будут разворачиваться в среднесрочной перспективе на Донбассе. 


17 Сентября 2016 Украина и Донбасс  Гройсман назвал Россию врагом Владимир Гройсман, премьер-министр Украины, рассказал о «самом большом страхе России» и обвинил РФ в информационной агрессии. Такие заявления прозвучали на ежегодной встрече Ялтинской Европейской стратегии. 17 Сентября 2016 Украина и Донбасс  Кучма недоволен Европой Леонид Кучма, бывший президент Украины, выразил недовольство слабым освещением украинской тематики в европейской прессе и обвинил европейцев в эгоизме. По его мнению, проблема – в качестве работы в международном пространстве. 12 Сентября 2016 Главное  Авторынок РФ вырвался в тройку лидеров Россия вошла в тройку лидеров в Европе по продажам машин, уступив только Германии и Франции.  Напомним, российский авторынок показывал спад с конца 2014 из-за падения рубля и снижения спроса на автомобили. В 2015 году падение рынка составило 36%.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".